Оборудование:
набор сюжетных картинок для стихотворения, для игры «листья»,
фотографии лесных жителей.
Ход занятия
1. Оргмомент
2.
Разучивание стихотворения по опорным картинкам
Листья клена
пожелтели,
Птицы к югу улетели,
Дождику идти не лень
И всю ночку и весь
день.
3. Игра
«Осенние листья» (на развитие зрительной памяти).
Детям предлагают
запомнить лист. Далее лист надо закрыть и попросить детей отыскать точно
такой же среди остальных.
4. Беседа о
ноябре (по книге Шорыгиной Т.А. «Какие месяцы в году?»)
Ноябрь — последний
месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы
завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер
листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные
тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».
Небо в ноябре почти
все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди
со снегом.
В конце ноября по
ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.
Серебряным звоном
зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля,
звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают
серебряный звон.
Играет ноябрь на
ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце
осени называется предзимьем или «серебряной осенью».
***
Когда родимый край
покинут гуси,
Застынет лес у
холода в плену,
Ноябрь ударит в
ледяные гусли,
Встречая
Государыню-зиму.
Вопросы и
задания
1. Почему ноябрь называют «чернотропом»?
2. Какую пору ноября
называют предзимьем («серебряной осенью»)? Почему?
3. Рассказать о
погоде ноября.
5. Отгадай
загадки
Белые мухи
прилетели,
На поле сели.
(Снег)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть
могу.
(Вода)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья
уберет.
(Иней)
6.
Нарисовать капельку дождя и снежинку.
Почему мы их
нарисовали рядом?
7. Физ. пауза «Осень птицей прилетела»
Движения выполняются
в медленном темпе, с каждым очередным повтором стихотворения они
убыстряются.
Осень птицей
прилетела. (Имитируем взмах крыльев.)
По грибы идти
велела. (Приседаем.)
Кружит листья все опять. (Руки
складываем перед грудью, поворачиваем туловище.)
Мы скорей бежим
гулять. (Бежим на месте.)
В лужу
прыгнули все дружно. (Прыгаем на месте.)
Нам ее измерить
нужно. (Попеременно поднимаем ноги.)
Не берем с собой
зонты. (Руки скрещиваем над головой, изображал крышу.)
Осень любим я и ты. (Кланяемся.)
8.
Продолжение беседы
Тихо и пустынно в
лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла
лесные обитатели.
Медведь обычно перед
снегопадом в берлогу залезает. Всю долгую зиму косолапый будет сладко
спать, посасывая мохнатую лапу.
Лисица старается
пробраться в курятник, чтобы полакомиться курятиной.
Птичница-лиса
Первый снег прилег
на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке
рыжей
Посчитать пришла
цыплят.
— Подходите без
опаски
Всех попотчую
пшеном,
Позабавлю песней,
сказкой,
Приголублю перед
сном!
Но в сарае не на
шутку
Поднялся переполох.
Закричали куры,
утки,
Удирая со всех ног.
Пес залился громким
лаем,
Зазвенели голоса: —
Эту птичницу мы
знаем —
Это хитрая лиса!
Ежик, барсук,
полевая мышь попрятались в норы. Белочка не любит дождливой холодной
погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле, грызет припасенные орешки и
шишки.
Плохо сейчас косому,
он уже поменял шубку на зимнюю и белый мех хорошо виден среди голых
сучьев и на черной мокрой земле. Прячется зайчишка под кустами в самых
глухих чащах и ждет — не дождется, когда белым ковром снег укроет землю.
Ноябрь называют
«месяцем полных кладовых», ведь многие звери запаслись на зиму орехами,
шишками, грибами и желудями. Есть пропитание — никакой мороз не страшен!
Вопросы и задания
1. Рассказать, что
делают в ноябре лесные обитатели: медведь, лиса, заяц, белка, барсук,
полевая мышь.
2. Почему ноябрь
называют «месяцем полных кладовых»?
9. Отгадай
загадки
Кто в лесу голодный
рыщет,
Под кустом зайчишку
ищет?
(Волк)
Что за беленький
клубок
Под кустом на землю
лег?
(Заяц)
10. Итог
занятия
|