Цели: Познакомить детей с морским обитателем —
осьминогом. Рассказать об особенностях его внешнего вида и образа жизни.
Развивать память, мышление, воображение, графические навыки, мелкую моторику.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Первую часть занятия дети занимаются на стульчиках,
расставленных полукругом. На столах приготовлен материал для рисования.
(Краски, кисточки, баночки с водой, салфетки для кисточек, фоновая (голубая)
бумага.)
Ход занятия:
— Ребята, сегодня у нас с вами очень необычные и
разные гости. Посмотрите на них. (Поставить картинки с изображением кита,
черепахи, дельфина и осьминога.) Кто из вас знает, что это за животные? Как они
называются? (Дети называют тех, кого знают.) Посмотрите, какие они все разные.
У черепахи есть панцирь, кит очень большой, у осьминога есть длинные щупальца,
а дельфины очень умные. Но всех их объединяет то, что живут они в океанах. Но
что же такое океан? Кто знает? (Ответы, детей.) Правильно, океаном называют всю
воду, которая окружает материки на Земле. (Показать на глобусе.) Океанов на
земле несколько, но все они объединены между собой в один огромный мировой
океан. В океанах проживает большое количество животных, рыб, птиц и растений. Всех
обитателей знают лишь ученые, изучающие их на протяжении многих лет. А мы с
вами сегодня познакомимся с одним из самых удивительных представителей морских
животных.
Посмотрите на это необычное существо. Кто это? (Ответы
детей.) Правильно, это осьминог. Живут осьминоги в океанах по всему миру. Но
зимой они любят глубокие воды, а летом переселяются туда, где помельче. У
осьминогов тело короткое, мягкое, сзади овальное.
Голова несет восемь длинных щупалец — «рук». На
щупальцах есть присоски, которыми осьминоги удерживают свою добычу. Ротовое
отверстие расположено в месте, где сходятся его щупальца. Мантия напоминает
морщинистый кожаный мешок. Рот осьминога снабжен двумя мощными челюстями,
похожими на клюв попугая. У осьминогов большие глаза, но совсем нет слуха.
Осьминог может изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный
окрас — коричневый. Если осьминог напуган, он белеет, если разгневан, то краснеет.
Днем он менее активен, чем ночью, поэтому считается ночным животным. Осьминоги
трусишки, они очень робкие, при приближении водолаза или аквалангиста обычно
прячутся под камни. Жилище свое содержит в чистоте: подметает струей воды из
воронки, объедки складывает снаружи в мусорную кучу. Тащит в нору все, что
найдет на дне, главное, чтобы вход был узок, а внутри должно быть широко.
Селится даже в ящиках, бидонах, шинах и резиновых сапогах. При приближении
врагов спасается бегством, прячась в расщелинах скал и под камнями. Несмотря на
то, что осьминог — хищник (поедает моллюсков, улиток, мелких рачков, рыбу,
планктон), он имеет множество врагов, таких, как дельфины, морские львы, киты,
тюлени, мурены, угри, акулы, птицы.
Нелегко живется осьминогу. Предлагаю его немного
порадовать и поиграть с ним в игру. «Море волнуется раз...» (Поиграть 3—4раза.)
Физминутка
Море волнуется раз!
Море волнуется два!
Море волнуется три!
Морская фигура на месте замри!
(Дети замирают на 5 секунд в произвольных позах,
«осьминог» (воспитатель) выбирает самые оригинальные фигуры.)
— А теперь посмотрите, что вас ждет на столах. (Дети
садятся за столы.)
Сегодня мы с вами будем рисовать осьминога. Но какой
краской вы будете его рисовать, решайте сами. Если ваш осьминог напуган или
заболел — рисуйте его красной краской, если он спокоен — коричневой. Когда вы
нарисуете осьминога, можете изобразить рядом с ним зеленые водоросли. (Педагог
показывает образец рисования. Дети сначала повторяют движения кисти в воздухе
без краски, затем рисуют на бумаге. Дети рисуют упрощенный вариант изображения
осьминога, круглое или овальное тело и щупальца.)
Когда все работы будут выполнены, устраивается
выставка, дети рассказывают о своих осьминогах, какое у них настроение и
почему.
Ответы на вопросы викторины
1. Назови 5 океанов земли.
(Тихий, Атлантический, Индийский, Южный и Северный
Ледовитый океаны.)
2. Назови известных тебе жителей океанов.
(Рыбы, киты, дельфины, акулы, осьминоги, медузы,
черепахи, кальмары, лангусты, креветки, лобстеры и др.)
3. Какие жители океана могут быть опасными для
человека?
(Ядовитые медузы и морские ежи, осьминоги, опасны и
некоторые рыбы — акулы, пираньи, барракуды, мурены, электрические скаты и
другие.)
4. У каких жителей океанов тело прозрачное, потому что
состоит в основном из воды?
(У медуз.)
5. Как называется семейство самых больших дельфинов,
живущее во всех океанах?
(Касатки.)
6. Назовите самых крупных млекопитающих, живущих в
океанах.
(Киты.)
7. У каких морских беспозвоночных животных тело несет
на себе восемь длинных щупалец?
(У осьминогов.)
8. Какие жители океанов принадлежат к древнейшему
отряду животных — рептилиям (пресмыкающимся)? Отличительной чертой этих
животных является костный панцирь сверху и снизу тела.
(Морские черепахи.)
9. Некоторые представители этих рыб опасны для
человека из-за электрических органов, расположенных по бокам тела, или острых
хвостовых шипов с ядоносной железой. А в древние времена их прикладывали к
больным местам, и это снимало боль.
(Электрический скат.)
10. Это гигантские, но лишенные клешней морские раки.
Внешне они кажутся увеличенной копией наших речных раков, только более крупные
и без клешней, и панцири их окрашены в коричневые тона с черно-синей или
фиолетово-красной отделкой. Как называются эти крупные представители отряда
десятиногих раков?
(Лангусты.)
11. Большинство видов этих рыб — хищники, опасные для
человека. Они широко распространены во всех морях и океанах, некоторые виды
встречаются даже в пресной воде. Но главным образом они живут в тропических
теплых морях. Широко известно, что их зубы имеют форму острых конусов или
плоских треугольных пластин и расположены в несколько рядов.
(Акулы.)
12. Голова этой акулы похожа на букву Т. Если смотреть
на голову этой акулы сверху, она сильно напоминает молот или кувалду. Средняя
длина этой рыбы — три метра, хотя самые большие достигают шести метров.
(Рыба-молот.)
комплексное занятие в подготовительной к школе группе
по лепке и ознакомлению с окружающим миром |