Задачи: сформировать представление о жизни пещерных людей,
первых стоянках, животном и растительном мире древней Африки, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя,
занятиях (охоте, изготовлении одежды и пр.). Развить любознательность,
наблюдательность.
Дидактический
материал: иллюстрации,
изображающие древних взрослых и детей, пещеру, очаг, шитье шкур костяной иглой,
природу, животный мир, растения. Кусочек шерсти, пропитанный жиром.
Педагог. Скажите, пожалуйста, у кого из вас дома есть детские
энциклопедии?
Что интересного вы узнали из них?
Давайте поговорим о том, как люди начинали жить на
Земле.
Как вы думаете, древние люди жили в теплых или
холодных местах? Почему в теплых?
Они выбирали место для жилья близко к воде или далеко
от воды?
Почему близко?
Хотите посмотреть, как выглядела природа, среди
которой эти люди жили? Всмотритесь внимательно: здесь есть знакомые вам
растения?
А
что это за животные? (Динозавр,
больше слона во много раз. Это мамонт.)
Кто сейчас перед вами? Да, это первые люди, они ходили
раздетыми, были ниже ростом, чем мы, и только начинали учиться разговаривать.
Как
вы думаете, что они ели? (Ягоды,
плоды, насекомых, личинки.)
Как вы думаете, почему древних людей называют
пещерными жителями? Как появляются пещеры? Почему люди искали пещеры, а не
оставались спать на земле? (Чтобы укрыться от дождя, ветра и
зверей.)
Когда на Земле началось похолодание, люди стали
одеваться в звериные шкуры. И даже научились шить. Они придумали делать иглы
из кости, вместо ниток у них были тонкие жилы животных. Посмотрите на
иллюстрацию: чем заняты взрослые и дети? (Женщина
шьет, мужчина бросает ветки в очаг, дети держат нитки ракушек и камешков.) Как вы думаете, зачем нужны бусы?
(Их вешают или на шею, или на одежду для украшения.) Что еще за украшения на женщине и девочке?
(Браслет и ожерелье из звериных зубов.)
Как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее
других, кто больше знает? Среди пещерных людей тоже находились силь
ные и смелые люди, они становились вождями, то есть вели людей на новую
стоянку, на охоту. А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения
отличались от украшений и одежды других людей. Посмотрите... Сравните, в чем
разница?
Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И
научились строить жилища: огромные бивни или кости накрывали шкурами, как
палатку, посмотрите...
В такой постройке умещалось много людей. Если она была
очень большой, то в ней делали не один очаг. Посмотрите — это большой очаг.
Если жилище не освещалось огнем очага, делали светильник из мха или шерсти,
пропитав их жиром. Сейчас я подожгу кусочек шерсти, пропитанный жиром, как
делали пещерные люди, и вы почувствуете, какой был в пещере запах.
Как вы думаете, был ли пещерный человек красив?
(Они друг для друга были красивы.)
Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И
некоторые из них во время отдыха рисовали. На чем? И чем? И что?
(Толкли камни, добавляли воды, рисовали пальцем животных, сцены охоты.)