Оборудование:
фотографии «Еж».
Ход занятий
1. Оргмомент
2.
Упражнение «Скажи наоборот»
Помоги закончить
предложения.
— Летом солнце
яркое, а осенью ...
— Летом небо
светлое, а ...
— Летом день
длинный, а ...
— Летом тучки ходят
высоко, а ...
— Летом деревья
стоят одетые в зеленую листву, а ...
— Летом птицы
заботятся о своих птенцах, а ...
— Летом люди
одеваются легко, а ...
— Летом дети
отдыхают, купаются, загорают, а ...
— Летом люди растят
урожай, а ...
3.
Продолжение беседы
В октябре звери в
лесу продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю
зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют. Еж
нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими свою норку.
Золотой
клубочек
Загорелись, как
пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу
шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это
еж.
Золотым клубочком
стал
Хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал
На свои иголки.
Их несет к себе
домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елью
сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до
весны
В теплой колыбели.
У животных
продолжается линька. Мех белки, зайца, горностая, ласки светлеет, чтобы
на белом снегу зверьки стали незаметными для охотника, волка, лисы. А
люди примечают: если шубки на животных раньше обычного становятся
пушистыми и густыми, значит, зима придет ранняя.
Белочка рыжую шубку
меняет на серо-голубую, делает запасы, утепляет гнездо. Вот как
рассказывал о беличьем гнезде С. Гейченко (директор Пушкинского
музея-заповедника в Михайловском):
«Как-то порушил
ветер старую липу, поломал, повалил на землю. Стали ее убирать, а в ней
оказалось дупло, в нем беличье гнездо.
Белка очень хорошо
подготовилась к зиме. Дупло было большое, теплое, с понатыканной во все
стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежали сушеные
грибы, в другом — орехи, в третьем — яблоки.
Благодать.
Отрезали мы кусок
ствола и прикрепили его к столбу деревянной ограды, что стоит
неподалеку.
Первое время белка
боялась подойти к своему обновленному домику, бегала вокруг да около
него, а потом все-таки решилась: уж больно хороши были в нем запасы».
Бобры укрепляют
плотины и ремонтируют свои хатки. Медведи в глухих лесных чащобах
подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку.
Лисица бродит по
берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек.
Насекомые: жуки,
пауки, мухи — забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под
листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.
Вопросы и
задания
1. Кто укладывается
спать на всю зиму?
2. Кто меняет на
зиму шубку?
3. Кто делает запасы
на зиму?
4. Кто зимует под
листвой, в щелях в коре деревьев?
4. Отгадай
загадки
Кто осенью спать
ложится, а весной встает? (Медведь)
Маленький шарик под
лавкой шарит. (Мышь)
Есть на речках
лесорубы
В серебристо-белых
шубах.
Из деревьев, веток,
глины
Строят прочные
плотины.
(Бобры)
Осенью в щель
заберется,
А весной проснется.
(Муха)
5.
Продолжение беседы
В октябре улетают в
теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли,
гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной
зиме, а если высоко — к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды:
поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь
улетает, снег выпадает» — так народ примечает.
А вот воробьи,
вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и
зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и
корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза
спрятаться.
Вопросы и
задания
1. Назвать
перелетных птиц.
2. Назвать птиц,
зимующих в средней полосе России.
6. Отгадай
загадки
Крылатый, горластый,
Красные ласты. Кто
это?
(Гусь)
Листья падают с
осин,
Мчится в небе острый
клин.
(Журавли)
А чем занимаются в
октябре люди? Последние плоды собирают с огородов. Грибники по лесам
бродят в надежде, что удастся найти поздние грибы: грузди, опята,
сыроежки, моховики. Есть народная примета: «Появился поздний грибок —
будет поздний снежок».
Хозяйки в октябре
рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь яблоками
пропах, а октябрь — капустой», «Ни один рот без капусты не живет»,
«Крепкие сочные кочаны хрустят, сердце веселят».
В старину домовитые
хозяева в октябре избы чинили, чтобы холода в дом не проникли. Все
щелочки замазывали. В народе поучали: «Вычини избу до Покрова (14
октября), не то не будет в доме тепла».
Вопросы я
задания
1. Чем занимаются в
октябре люди?
7. Отгадай
загадки
Расселась барыня на
грядке,
Одета в шумные
шелка.
Мы для нее готовим
кадки
И крупной соли
полмешка.
(Капуста)
Нет грибов дружней,
чем эти, —
Знают взрослые и
дети, —
На пеньках растут в
лесу,
Как веснушки на
носу.
(Опята)
8.
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Детям предлагают
внимательно послушать стихотворение.
Хозяйка
однажды с базара пришла
Хозяйка с базара
домой принесла:
Картошку,
Морковку,
Капусту,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Я. Тувим
Какие овощи принесла
с базара хозяйка? Повторите стихотворение.
9. Итог
занятия
Предложить детям
решить, что показалось самым интересным на занятии каждому из них, о чем
хотелось бы рассказать дома.
|