Предметный мир. Закрепление обобщающего понятия «мебель».
26.04.2011, 07:58
— Ребята,
вспомните, как мы недавно с вами обставляли комнату куклы Кати. Что мы туда
ставили? Как можно назвать все эти предметы одним словом? Шкаф и кресло — это
что? Сережа, назови мебель, которую ты знаешь.
— А знаете,
ребята, давным-давно люди жили не в домах, а в пещерах. (Показывает картинку.)
И у них не было никакой мебели. Как же они ее придумали? Послушайте, что я вам
прочитаю. (Чтение рассказа из книги О.В. Дыбиной «Что было до...». Лучше,
если воспитатель будет не читать, а рассказывать.)
«Когда-то
давным-давно люди жили в пещерах. В них можно было спрятаться от дождя и
холода. Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. И сидели
ка камнях. (Показывает картинку с изображением камня.) Камни часто были холодными,
и людям было неуютно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с
охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили
внимание на это бревно. (Показывает картинку с изображением бревна.) И люди поняли,
что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот,
нагревается под ними. Так принесли люди бревно к костру. Но как-то один человек
нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек
лучше, чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились
пенечки-одиночки. (Показывает картинку с изображением пня.)
Шло время,
люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были
каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе неудобно, и человек придумал
сделать лавку.(Показывает картинку с изображением лавки.) Лавки делали
длинные, они стояли вдоль стен. На них много людей можно было посадить. Но
люди стали жить семьями. Лавки для них стали неудобными, они были большие, и их
трудно было передвигать. И человек придумал табурет. (Показывает картинку с
изображением табурета.) Теперь табурет можно было где угодно поставить. Но
человеку и этого мало: Ему нужно не только сидеть, но сидя и отдыхать. И вот
человек прибил к табурету спинку, и получился стул, а потом прибил с боков стула
дощечки и получилось кресло».
После
чтения можно перемешать картинки, которые воспитатель использовал во время
чтения, и предложить детям расставить их в порядке ответов на вопросы.
— На чем
человек сидел в пещере? (На камне.) А потом на чем сидел? (На бревне.) Что
потом использовал человек вместо стула? (Пенек.) Что человек сделал, когда
начал жить в домах? (Лавку.) А что потом он сделал? (Табурет.) Чтобы удобнее
было сидеть, что человек придумал? (Стул.)