Предметный мир. «Знакомство детей со свойствами дерева и резины»
26.04.2011, 08:23
Цель.
Познакомить детей со свойствами дерева и резины (резина — мягкий, упругий
материал; дерево — твердый, неупругий материал). Показать, как люди используют
свойства материалов при изготовлении предметов. Воспитывать в детях уважение к
людям труда и бережное отношение к предметам, сделанным их руками.
Наглядный
материал. У воспитателя — различные игрушки и предметы из дерева и резины
(деревянная тарелочка и не надутый воздушный шарик). У каждого ребенка —
деревянный неокрашенный кирпичик, кусочек широкой медицинской резинки,
небольшая резиновая игрушка, не издающая никаких звуков.
Ход
занятия.
Дети сидят полукругом, перед ними стол с
резиновыми и деревянными игрушками и предметами.
— Ребята,
посмотрите, сколько на столе разных предметов и игрушек. Назовите их. (Дети
называют все предметы. Воспитатель следит, чтобы они не повторяли названия тех
предметов,окоторых уже сказали.)
— Все эти
предметы сделаны из разных материалов. Из чего сделана пирамидка? (Из дерева.)
Дети могут
отвечать: «Из деревяшки». Тогда воспитатель обязательно поправляет: «Правильно
сказать — из дерева. Повтори».
— Матрешка
из какого материала сделана? (Тоже из дерева.) А какие еще предметы, стоящие у
меня на столе, сделаны из дерева? (Дети перечисляют.)
— Вы все
назвали правильно. Все деревянные предметы мы поставим на этот отдельный поднос.
Тот, кого я вызову, возьмет один предмет, поставит его на поднос, обязательно
назовет предмет и скажет, из чего он сделан: «Это деревянная пирамидка».
Воспитатель
вызывает детей по одному и следит, чтобы дети называли существительное вместе с
прилагательным, правильно согласуя в роде — деревянное яйцо, деревянный кубик
и т.д.
—
Посмотрите на предметы, которые остались у меня на столе. Из какого материала
они сделаны? (Если дети не смогут назвать материал, воспитатель знакомит их с
новым словом.)
— Все эти
игрушки сделаны из одного материала, а называется он — резина. Повторите все
вместе это слово. Катя, из чего сделан мяч? Коля, как называется материал, из
которого сделаны все эти предметы?
— А сейчас
назовите все предметы и обязательно скажите, из какого они сделаны материала.
Надо сказать: «Это резиновый мяч». (Дети называют предметы, а воспитатель
следит, чтобы они правильно согласовывали прилагательное и существительное в
роде.)
— Что я
сейчас держу в руке? (Мяч.) Он из какого материала? (Из резины.) Посмотрите, я
ударю мяч о пол. (Воспитатель сильно бросает мяч, чтобы он подпрыгнул.) Что
произошло с мячом? (Он подпрыгнул.)
— Знаете,
почему мяч подпрыгнул, отскочил от пола? Потому что он сделан из резины, а
резина — упругий материал, поэтому мяч подпрыгнул. Скажите все вместе слово
«упругий». (Дети повторяют новое слово хоромииндивидуально.)
— А этот
шарик из какого материала? (Из дерева.) Давайте проверим, дерево — материал
упругий или нет? Если упругий, что произойдет с деревянным шариком? (Ответы
детей. Воспитатель бросает деревянный шарик на пол.) Отскочил деревянный шарик
от пола? (Нет.) Значит, что можно сказать о дереве, это упругий материал или
нет? (Нет, дерево — не упругий материал. Повторите этовсе вместе.)
Дети
садятся за столы.
— У вас на
столах лежат несколько предметов. Возьмите в руку и поднимите деревянный
предмет.
— Саша,
какой предмет ты поднял? (Деревянный кубик. Кубик из дерева.) А ты, Ира? Коля?
И т.д.
— Из какого
материала сделаны два других предмета? (Из резины.) Возьмите в руки кусочек
резины, потяните его за концы, как это делаю я. (Дети растягивают резину.)
Тянется резина? (Да.) А как вы думаете, почему? Какая резина? Кто запомнил
новое слово?(Упругая.)
— Резина —
упругий материал, поэтому его можно растянуть. Резину, из которой сделан мяч,
растянули, надули и получился резиновый мяч, который легко отскакивает от
пола.
— А
попробуйте потянуть за концы деревянный кирпичик. (Дети пытаются это сделать.)
Получается? (Нет.) А кто догадался, почему? (Ответы детей.) Резина тянется,
потому что она упругая, а деревянный кирпичик не тянется, потому дерево — не
упругий материал.
— Надавите
пальчиком на деревянный кирпичик? Какой он? (Твердый.) А теперь надавите
пальчиком на резиновую игрушку. Какая она? (Мягкая.) Когда вы надавили
пальчиком, у вас получилась небольшая ямочка, а когда пальчик убрали, ямочки не
оказалось, потому что игрушка сделана из резины, а резина материал упругий, он
растягивается.
— Давайте
вспомним, что вы узнали о дереве и резине. Дерево — материал твердый, а
резина... (мягкий), дерево — неупругое, а резина... (упругая). Но у дерева и
резины есть что-то похожее. Посмотрите, у меня на столе деревянная тарелочка и
резиновый воздушный не надутый шарик. Я сейчас налью воду в резиновый шарик и
тарелочку. (Наливает воду.) Посмотрите, деревянная тарелочка промокает? (Нет.)
А резиновый шарик промокает? (Нет.) Значит, мы с вами можем сказать, что дерево
и резина не промокают.
— А сейчас
мы с вами поиграем. У меня в мешочке много разных предметов из дерева и резины.
Хотите узнать, какие там предметы? Алла, подойди ко мне. Опусти руку в мешочек,
возьми игрушку, но не вытаскивай. Сначала попробуй угадать, из какого материала
сделана игрушка — из дерева или резины. Если ты угадаешь, я тебе игрушку отдам,
а если не угадаешь, опустишь ее опять в мешочек. (Ребенок называет материали достаетигрушку из мешочка.)
— Как ты
догадалась, что игрушка из резины? (Она мягкая.) Как ты догадалась, что игрушка
деревянная? (Потому что онатвердая.)
Когда дети
достанут из мешочка все игрушки, воспитатель подводит итог.
— Сегодня
мы с вами рассмотрели деревянные и резиновые игрушки и предметы. Вы узнали,
что резина материал — какой? (Упругий, мягкий, растягивается, не промокает.)
Поэтому из резины можно сделать мячи, воздушные шарики, резиновые сапожки, которые
вы надеваете в дождливую погоду, разные резиновые игрушки. Какие еще предметы
из резины вы знаете?(Шиныумашин, резиновыескакалки...)
— А дерево
какой материал? Твердый. Из него можно сделать тоже очень много разных
предметов. Вот строительный материал сделан из чего? Да, из дерева. А можно
его сделать из резины? Из таких кубиков постройки будут рушиться. А можно из
дерева сделать сапоги? Нельзя. Но зато из дерева можно сделать мебель.
Назовите, какие еще деревянные предметы вы знаете.(Детиназывают разныепредметы.)
— Люди
знают свойства материалов и используют их, когда делают предметы. Посмотрите,
сколько разных красивых игрушек сделали для вас взрослые люди. Как вы думаете,
легко сделать такие игрушки? Да, люди затратили много труда, они старались, чтобы
игрушки вам понравились, чтобы с ними было интересно играть. И мы с вами будем
бережно к ним относиться, и они еще долго останутся такими же красивыми.