Цель. Закрепить представление детей о качествах и
свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и
родовые понятия (обобщения).
Материал. Пособие «Познаю мир. Предметы вокруг нас»,
специальная коробка с предметами для рукоделия.
Подготовка к занятию. 
Педагоги заранее делают закладки в пособиях и
раскладывают их на столы.
Примерный ход
занятия.
I вариант. Проводится по аналогии с занятиями данного
цикла.
II вариант. Проводится в конце учебного года, если
большинству детей в группе уже исполнилось четыре года.
В начале занятия педагог рассказывает сказку, в
которой раскрываются внешние и внутренние характеристики конкретных предметов,
а затем идет закрепление полученных представлений через практические действия.
(Сюжеты познавательных сказок придуманы воспитателями
детского сада № 17 НГДУ «Арланнефть», г. Нефтекамск, Башкирия. Сказки
образуют цикл под названием «Маленькие истории о мастерах».)
Иголки
Объем информации. Внешние характеристики иголок
(тонкие — толстые, длинные — короткие, блестящие, металлические); виды работ
(шитье, вышивание, обметывание, штопка и др.); правила по технике безопасности
при пользовании иголкой.
Давным-давно в старом городе Мастерград жили
удивительные мастера. (Педагог показывает коробку с рукодельными материалами и
предметами.) Сегодня я расскажу вам об одной интересной семье, все члены
которой были мастерами. Они умели шить, вышивать, обметывать, штопать.
Догадались, кто живет в этой семье? Да, иголки
(демонстрация иголок в игольнице): папа Игол Иголович, мама Иголка Иголовна и
маленькая дочь Иголочка. Папа Игол Иголович был толще и длиннее всех, мама
Иголка Иголовна была толстой и короткой, а Иголочка была маленькой и тоненькой.
(Педагог предлагает детям рассмотреть иголки и рассказать о них все, что
знают.)
Все они были блестящими, стальными. И самое
интересное, что у них у всех было отверстие — так называемое ушко, которым все
члены семьи иголок очень гордились. У папы — большое ушко, у мамы — поменьше,
а у
Иголочки — совсем маленькие.
Семья иголок жила в удивительном домике, который
назывался игольницей (демонстрация и рассматривание). Все было хорошо в семье
иголок: иголки работали, всем нужны были. Но у маленькой Иголочки не было
друзей, все ее боялись. Почему, как вы думаете? Да, потому что она была очень
острой, маленькой и непослушной.
В семье иголок был закон — нельзя без разрешения
уходить из дома-игольницы; все выходят только на работу, а после работы
обязательно сразу возвращаются домой. Но маленькая Иголочка не слушалась, часто
убегала из игольницы. И любила она прятаться и незаметно колоть кого-нибудь.
Тот печалился, а Иголочка радовалась. Вот поэтому никто с ней не дружил. И все
же она так хотела иметь друзей, быть всеми любимой и нужной, как ее родители.
«Ребята, у вас дома есть маленький домик с
удивительной семьей? Какими бывают иголки? Из какого материала их делают? Кто
из вас дома пользуется иголкой? Что можно делать с помощью иголки? Когда
взрослые и дети берут иголку, какое правило они должны соблюдать?»
Воспитатель предоставляет детям возможность (по
очереди) потрогать иголку (при этом взрослый не выпускает иголку из своих
рук).
Примерный перечень тем для занятий или познавательных
бесед:
Нитки. Объем информации. Разнообразие ниток (по толщине,
цвету), где и как они используются, правила хранения ниток, игровое упражнение
«Намотаем нитку на катушку» («Привяжи ниточку к бумажной бабочке»).
Дружба (ниток и иголок). Объем информации. Функциональная
зависимость иголок и ниток, игра «Ниточка-иголочка».
Пуговицы.
Объем информации. Разнообразие пуговиц, их целевое
назначение, характеристика, игровое упражнение «Застегиваем пуговки». |