Цель. Закрепить представления детей о качествах и
свойствах, целевом назначении и функции предметов, закрепить видовые и
родовые понятия (обобщения).
Материал. Пособие «Познаю мир. Предметы вокруг нас»,
различные предметы посуды (игрушечной и настоящей), произведение К. Чуковского
«Федорино горе».
Подготовка к занятию.
Педагоги заранее делают закладки в пособиях и
раскладывают их на столы.
Примерный ход занятия.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру
«Угадайка», по очереди достает различные предметы посуды (можно игрушечной) и
выясняет у детей, что это (название конкретного предмета), что есть у этого
предмета (детали предмета, например: у чашечки есть ручка и донышко; у чайника
есть ручка, носик, крышка и донышко и т. п.), для чего нужен этот предмет
(целевое назначение).
Все рассмотренные предметы (3—4 штуки) выставляются на
столе. «Что стоит на столе? Каким одним словом называются все эти предметы?
(Посуда.) Когда мы пользуемся этим?» (Когда садимся кушать.)
Воспитатель хвалит детей за то, что они угадали все
предметы, и предлагает им поиграть в другую игру — в «Путаницу».
Игра заключается в том, что педагог, демонстрируя
части конкретных предметов, неправильно их называет. Например, показывая
крышку от чайника, говорит: «Это шляпа». Дети поправляют его и дают правильное
название. Показывая ручку от чашки, говорит: «Это ножка». Дети, снова поправляя
его, дают правильное название и т. п.
Игра будет несколько иной, если воспитатель, показывая
предмет, неправильно называет его целевое назначение и функцию. Например,
показывая тарелку, говорит: «Тарелку ставят на огонь и жарят в ней котлеты.
Правильно я сказала? Для чего нужны тарелки?»; показывая чайник, говорит: «В
чайниках выращивают цветы. Правильно я сказала? Для чего нужны чайники?» и т.
п.
Далее педагог предлагает детям сесть за столы и
продолжить игру «Путаница». Они рассматривают соответствующую картинку в
пособии.
После этого дети рассматривают картинку, на которой
изображена мама на кухне; определяют, какие предметы помогают ей приготовить
вкусную еду. Педагог предлагает детям вспомнить другие предметы-помощники,
объяснить их назначение.
В заключение занятия воспитатель говорит о том, что на
кухне у мамы (на картинке) порядок, вся посуда чистая. Но бывает иногда, что
люди не ухаживают за посудой. А что из этого получается, дети могут узнать из
сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Педагог читает детям произведение.
Примечание. Если педагог не укладывается во времени,
то чтение произведения можно перенести, но тогда перед чтением следует
напомнить детям о предыдущем занятии. |