Цель: познакомить детей с некоторыми
свойствами воды, показать разнообразие
состояний воды в окружающей среде.
Оборудование: полоски цветной бумаги
(голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная,
желтая), лоток с лабораторной посудой на каждый
стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки
снега, термос с горячей водой, стекло или
зеркальце.
Ход занятия.
Беседа:
Ребята, сегодня я получила письмо и
хотела бы вам его почитать. Слушайте:
"Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички
капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда
не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно,
что одна из нас превратилась в пар. А потом
нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту
расчесывала косу да так и застыла, превратившись
в красивую снежинку. А третья успела спрятаться.
И осталась капелькой. Снежинка очень
заважничала, стала собой любоваться и не
захотела признавать в капельке и "паринке”
родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка,
капелька и "паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната
научно–исследовательская лаборатория. Чтобы
доказать, что снежинка, "паринка” и капелька
родные сестры, нам нужно исследовать свойства
воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт №1: "Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у
соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что,
если перелить воду в посуду другой формы, вода
принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №2: "Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И
предложить им перелить воду из одного стакана в
другой. Задать вопрос: "Льется вода? Почему?”.
Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №3: "Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски
бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.
Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой
полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с
одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета
вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как
можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите
через стакан с водой на что–нибудь: текст,
рисунок, на соседа).
Опыт №4: "У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам
хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора,
хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус.
Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой,
кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести
к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №5: "У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный
запах вы почувствуете за дверями квартиры.
Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте
воду, чем она пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: "Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных
размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое
время года, заморозить воду в холодильнике.
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7: "Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать
детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло.
Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и
"паринка” родные сестры? (Да) Почему?
Игра: "Где спряталась вода” – Посмотрите на картинки и отыщите где
спряталась вода.
Вывод: вода в окружающей среде бывает разной.
Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она
прозрачна, без вкуса, цвета и запаха. |