Пришла коляда - отворяй ворота (развлечение для детей старшего дошкольного возраста)
13.05.2011, 13:35
Цели: рассказать детям о цикле новогодне-рождественских
вечеров (святках). Познакомить с колядой, подблюдной песней, русской
народной игрой «Перелизы». Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
ХОД развлечения
Ведущий: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут
нас в январе? Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника:
Рождество, Новый год и Крещение. Все эти праздники проходят в течение двух
недель, и эти недели называют Святками.
На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки,
изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие
фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что
это приносит в дом счастье и благополучие.
Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски,
изображающие разных животных. Они наряжались, рядились. И называли их
ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам,
колядовали. Колядование и ряженье - это святочные обычаи. Колядные песни, или
просто колядки, - это пожелание всего хорошего хозяевам. А хозяева одаривали
ряженых пряниками, пирогами, сластями, мелкими деньгами. Вот и мы сейчас
нарядимся и споем колядку.
Дети надевают маски и шапочки животных, в руки берут
русские народные музыкальные инструменты и поют колядку.
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дети идут по залу, стучат в домик.
Хозяйка: Кто там?
Дети: Это мы, колядовщики. Позвольте в дом войти, позвольте
песенку спеть.
Игра с веревочкой. Дети встают, образуя большой круг.
Ведущий в центре круга раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети
подпрыгивают, стараясь, чтобы веревочка не задела их ноги. Ведущий раскручивает
веревку так, чтобы сначала она двигалась над самым полом, потом все выше и
выше, пока высота от пола не достигнет 30-40 см. Тот, кому не удалось вовремя
подпрыгнуть и чьих ног коснулась веревочка, выходит из круга. Победителями признаются
те, кому дольше всех удалось остаться в кругу.
Хозяйка: За ваше старанье вот вам угощенье. Кушайте на
здоровьице.
Хозяйка прощается и уходит.
Ведущий: В Святки еще принято было собираться у
кого-нибудь дома на посиделки. На посиделках пели песни, загадывали загадки и
играли в игры. Игры выбирались спокойные, без бега. А мы с вами поиграем в игру
«Золото хоронить» («Колечко»).
Ребята выбирают ведущего с помощью русской народной
считалки:
Катилась торба с высокого горба,
В этой торбе хлеб, соль, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей.
Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой,
колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой.
Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого-то одного. Затем он выкликает:
«Колечко, колечко, выйди на крылечко!», и ребенок с колечком выбегает к нему.
Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово - либо предмет
окружающей обстановки, либо какое-то явление природы, либо название сказки.
Они предлагают играющим отгадать задуманное, говоря, например: «Это название
сказки из трех слов» и отвечая на вопросы (Это сказка о животных, о людях? Где
происходит действие? В какое время года? Есть ли в сказке волшебные животные? И
т.д.). Отгадавший становится ведущим, и игра продолжается.
Ведущий: На святочных посиделках водили святочные хороводы.
Вот такой хоровод мы и исполним.
Исполняется хоровод под мелодию русской народной песни
«Возле речки, возле моста» в обработке Н. Метлова.
Описание хоровода
Дети, разделившись на пары, встают в общий круг. Мальчики
в парах стоят слева. Все берутся за руки.
I фигура.
Такты 1-8. Хоровод идет вправо простым хороводным
шагом. Останавливается, дети опускают руки.
Такты 9-16. Мальчики хлопают. Каждая девочка обходит
вокруг своего партнера переменным шагом, возвращается на свое место.
II фигура.
Такты 1-8.Движения те же, что и в первой фигуре.
Такты 9-16. Девочки хлопают, мальчики обходят вокруг
своих партнерш дробным шагом.
III фигура.
Такты 1-8. Движения первой фигуры.
Такты 9-16. Пары берутся за руки и кружатся переменным
шагом.
IV фигура. Весь хоровод идет переменным шагом и перестраивается
в шеренгу. С окончанием музыки дети кланяются.
Ведущий: А еще в такие вечера любили девицы гадать да
судьбу предсказывать. На большое блюдо собирали колечки, бусы, браслеты. Потом
запевали над этим блюдом песни. Потому и назывались они подблюдными.
Соли, мать, капусту, пеки пироги.
Тебе будут гости, а мне женихи.
Каждая песенка что-то обозначала - скорое замужество,
богатую жизнь, веселье, расставание, печаль, горе или радость; будет жених
крестьянином, купцом или мельником. Одной из девушек завязывали глаза, и на
каждый запев она брала с блюдо чье-то колечко, сережку или бусы. Так девушки
старались угадать свою судьбу на ближайший год.
А еще гадали с петушком. Раскладывали на столе хлеб,
зерна, монетки, ставили воду, клали ножницы. Одна девица выходила во двор,
брала петушка, ставила на стол, а все смотрели, что петушок будет клевать и
приговаривали:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты по полу походи
Да судьбу мою найди.
Ведущий: А потом на посиделки приглашались и парни.
Мальчик:
Расступись, честной народ,
не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
погулять немножко.
Мальчик:
Вдоль по улице во конец
Шел удалый молодец,
То был
Ваня-кузнец –
Удалой молодец.
Исполняется песня «Во кузнице» (русская народная песня
в обработке В. Агафонникова). Дети имитируют движения, описываемые в песне.
Ведущий: А теперь я вас приглашаю поиграть в русскую
народную игру «Перелизы». Вставайте скорее в круг.
Играющие берутся за руки, образуя круг. Один остается
в середине. Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, да все сыновья,
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И делают все вот так...
При этом стоящий в середине ребенок делает какое-либо
движение, и все играющие должны его повторить. Кто опоздает или сделает
по-своему, тот выбывает из игры.
Ведущий: А в самом конце посиделок устраивалось чаепитие.
Давайте накроем на стол.
Девочка (накрывает на стол):
Хлебом-солью всех встречаем.
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.
Ведущий:
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибаутки пою.
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла девяносто два блина,
Два корыта киселя, пятьдесят пирогов –
Не найти едоков!
Вы хозяюшку потешьте - пирогов моих поешьте. Не красна
изба углами - красна пирогами (выносит угощенье).
День заканчивается общим чаепитием, на которое приглашаются
все сотрудники детского сада и родители, присутствующие в качестве зрителей.