Цель. Дать элементарные представления о жизни птиц зимой,
вызвать желание оказать птицам посильную помощь, закрепить представления детей
о целевом назначении и функции некоторых предметов зимней одежды.
Материал.
Картинки с изображением летней и зимней одежды,
иллюстрации с изображением птиц зимой.
Примерный ход з а н я ти я.
Педагог предлагает детям посмотреть в окно,
спрашивает у них: «Как вы думаете, на улице холодно или тепло? Когда нам
холодно, что мы делаем? Как спасаемся от холода? (Сидим в теплых помещениях,
надеваем теплую одежду.)
У меня есть картинки, на которых изображена разная
одежда. Давайте их посмотрим и подумаем, когда мы носим эту одежду — летом или
зимой». Воспитатель показывает картинки, дети называют, что это за предмет
одежды, когда его носят (летом или зимой), для чего его надевают.
При рассматривании картинок воспитатель «провоцирует»
детей, допускает ошибки. Например, рассматривая картинку с изображением
сарафана, воспитатель говорит: «Какая красота! Такую одежду приятно надеть и
зимой и летом и пойти прогуляться по улице. Вы со мной согласны?»
Педагог продолжает: «Наступают холода. Приближается
время господства матушки-зимы. Белая красавица щедра на искристые снежинки,
обильные снега, метели, порывистые ветры. Но не хлебосольна она: не может дать
ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод. Все живое знает об
этом, и каждый по-своему готовится к встрече зимы: кто засыпает, кто улетает,
кто запасы собирает. А есть такие, кто на милость зимы рассчитывает. В первую
очередь это относится к нашим пернатым собратьям: воробьям и воронам, синицам
и снегирям и др. Будет зима мягкая и теплая — выживут они, а будет снежная да
лютая — ох, и трудно им придется! Под толстым слоем снега нелегко корм добывать,
а голодному — и замерзнуть недолго. Вот и тянутся птицы зимой поближе к жилью
человека, рассчитывают на его доброту, сострадание, помощь. Ведь не так уж
много и надо зимующим птицам: хлебные крошки, горстка зерна да кусочек сала,
если не жалко».
Педагог предлагает детям сделать для птичек кормушки.
Дети любят птиц и легко откликаются на предложение помочь пернатым.
Изготовление
кормушек
Цель. Расширить и уточнить некоторые представления
детей об особенностях жизни птиц (питание), продемонстрировать способы
изготовления кормушек.
Материал.
Полуфабрикаты кормушек (пакеты от молока с надрезами),
веревочки, 1—2 готовые кормушки, ножницы (для педагога), корм для птиц.
Примерная организация деятельности.
Воспитатель напоминает детям о том, что они решили помочь
птицам и сделать для них кормушки. Педагог достает приготовленные материалы и
раскладывает их на столе. Спрашивает у детей, что это такое и для чего нужны
эти предметы.
Педагог показывает готовую кормушку и говорит детям,
что они сейчас будут делать такие же. Раздает детям полуфабрикаты кормушек.
Показывает, как надо аккуратно оторвать надрезанную часть пакета (получается
отверстие). Помогает детям привязать веревочки. Кормушки готовы.
Воспитатель рассматривает с детьми приготовленный корм
для птиц, дает названия круп, объясняет, что именно этот корм любят птицы.
Последующая работа. Воспитатели вместе с детьми развешивают
кормушки для птиц на участке своей группы, на территории детского сада, по
возможности под окнами своей группы, в тихом, укромном месте, чтобы малыши
могли наблюдать результаты своей деятельности через окно. Тогда они не спугнут
птиц и будут свободны в своих эмоциональных проявлениях: могут восхищаться,
смеяться, задавать взрослому вопросы, делиться с ним своими впечатлениями.
Совместная забота педагога и детей о птицах
продолжается до тех пор, пока на улице властвует зима. Ежедневная подкормка
зимующих птиц постепенно превращается в своеобразный ритуал, который может
проходить следующим образом.
Утром, выходя на прогулку, педагоги вместе с детьми
собирают корм для птиц, рассматривают его. На улице дети не сразу идут на свой
участок. Первым делом они направляются к кормушкам. Там воспитатель вместе с
детьми смотрят, съеден ли корм, досыпают новый и уходят.
Из окна группы малыши наблюдают за своими кормушками.
Сколько удивительного и интересного они узнают! А педагоги все комментируют:
«Вот прилетела ворона. Поев с открытой кормушки, она пытается полакомиться в
закрытых, предназначенных для маленьких птичек. Но ничего у вороны не выходит:
голова не пролезает в маленькое отверстие. Так ни с чем и улетела.
А это что за удивительные птички? Ростом с воробья, но
оперение краше. Это синички. Они поклевали зернышки и еще что-то ищут. Что?
Наверное, сало или кусочек маслица. Очень они это любят. Может, кто-нибудь в
следующий раз принесет для синичек их любимое лакомство? А в благодарность за
это они всегда будут прилетать к нам.
Смотрите! Смотрите! Вот и снегири к нам в гости
пожаловали. Ну и красавцы! Что сегодня случилось с птицами? Все собрались: и
воробьи, и синицы, и даже голуби. С аппетитом едят, друг на друга не налетают,
друг друга не боятся. Почему? Да уж больно холодно сейчас на улице и снега
много. Негде бедным птичкам корма добыть. Вот и слетелись они все на наши
кормушки. Мороз и голод всех сдружил.
А это кто появился на заборе? Кошка. Интересно, что
она здесь делает? Не зернышки же она пришла есть? Конечно, нет. Ее привлекают
птицы. Их так много слетается на кормушки, что она решила здесь поохотиться.
Смотрите, залегла кошка, ушки прижала... Ой! Ну и прыжок! Никого не поймала, а
сама в сугроб упала».
С наступлением тепла кормушки снимаются и убираются до
следующего года. |