Задачи: - Уточнять и расширять знания детей о диких животных; - активизировать и обогащать словарь детей по теме «Дикие животные»; - совершенствовать умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные; - формировать навыки словообразования глаголов; - отрабатывать правильную артикуляцию звука «л» в чистоговорке; - учить составлять описательный рассказ о животном по схеме; - развивать связную речь, умение правильно строить предложения; - развивать мышление, воображение; -
развивать зрительное внимание, зрительное и осязательное восприятие,
умение соотносить зрительный образ предмета с осязательным; - развивать любознательность; - формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий; - воспитывать бережное отношение к природе и живым существам; - формировать умение оценивать свои результаты. Методы
и приемы: проблемные вопросы, загадки, наглядные модели-схемы, игры и
творческие задания, сравнение, беседа, морфологический анализ по ТРИЗ,
работа с «волшебным ящиком», рассматривание. Оборудование: - мультимедийная установка; - слайды по теме «Дикие животные»; - схемы движения животных; - наглядный материал по теме «Дикие животные зимой»; - черный ящик, «волшебный» ящик; - игрушки диких животных (мелкие); - конверты, магнитные буквы; - кроссворд, ребусы; - магнитная доска; - медали; - листы бумаги, гуашь, кисточки. Предварительная
работа: беседы о диких животных; чтение художественной литературы
(М.Пришвин, Е.Чарушин и др.); рассматривание картинок и сюжетных картин
по теме «Дикие животные»; факты из энциклопедии.
Ход занятия: Дети заходят и замечают черный ящик. Воспитатель.
Ребята, вы не знаете, что это за ящик и что в нем находится? А хотите
узнать? Слушайте загадку: «Это зимующая птица, ее считают очень умной и
мудрой. Она ведет ночной образ жизни» (Ответы детей). - Правильно,
это сова. А как вы догадались? (Достает фигурку совы и послание от нее,
читает: «Дорогие ребята! Меня зовут Совушка – Мудрая головушка. Мне
стало известно, что вы скоро будете школьниками. Я решила узнать, чему
вы уже научились, и приготовила для вас задания. За каждое выполненное
задание вы будете получать букву. Если выполните все задания – из букв
прочитаете слово. Тему задания вы узнаете, расколдовав картинки. Удачи
вам! Мудрая Сова»). На листах свечей прорисованы фигурки животных, и дети наносят краску и угадывают, кого «расколдовали». Воспитатель. Так кто же кого расколдовал? (Ответы детей). -
А теперь подойдите к мольберту и соотносите свои силуэты с реальными
картинками. Так кого же мы расколдовали? Кто они все? (Дикие животные). - И так, вы теперь поняли, что Мудрая сова предлагает вам побыть знатоками животных. Находите конверт под № 1! Задание 1. - Внимание на экран! Посмотрите и ответьте, как называется жилище животных, которых вы увидите на экране?
Игра «Назови жилище» (барсук, белка, медведь, бобр, волк). Вторая часть вопроса: - Сейчас на экране появятся части тела диких животных. Вы должны узнать и сказать, чьи это части? Игра «Кто здесь был и что забыл?» - Что это? Как догадались? - Чьи это уши? (рога, лапы, хвост и т.д.) Воспитатель. Молодцы, задание мы выполнили, получите букву У (выставляют на доску). И ищите второй конверт. Задание 2. «Волшебный ящик». - Узнайте спрятавшихся в ящике животных наощупь и расскажите, как узнали? (Дети по одному через рукава нащупывают игрушку и говорят, кого вытаскивают). Воспитатель.
Как ты догадался? По какой части тела узнал? Из чего сделана игрушка?
Какая она? (резиновая, пластмассовая, меховая, плюшевая) - И это задание выполнено. Получите букву М и несите следующий конверт. Задание № 3 «Узнайте и назовите, кто я?» Я живу в воде, но я не рыба. У меня острые зубы, но я не волк. Я умею валить деревья, но я не лесоруб. Я умею строить дом, но я не строитель. (Бобр). - А теперь составьте загадку про моего соседа лося. (Составление загадки по ТРИЗ с использованием схемы). Воспитатель. Получите букву Н. Задание № 4. Выберите картинки животных, правильно расположите их под схемами движения и ответьте: кто как передвигается? Игра «Кто как передвигается» Зрительная гимнастика (по схемам). Воспитатель. Молодцы, получайте еще одну букву И. Задание № 5. Разгадайте кроссворд и вы узнаете, какие животные «поселились» в нем. 1. Решите ребус Л И ? А 2. Решите ребус
3. Игра «Четвертый лишний». 4. Картинка (шишки, орехи) – «Чья это еда?» 5. Загадка: Ношу тяжелые рога, Сохатым все зовут меня. Питаюсь я в лесу травой, К реке хожу на водопой.
Воспитатель. Послушайте еще раз, кто «поселился» в кроссворде и
скажите, какой звук повторяется в каждом из этих слов? (Звук «Л»). Чистоговорка: «Ла-ла-ла, белка села у дупла» (Дети произносят по-разному: тихо, громко, медленно, быстро поют и т.д.) Получают букву К. Физкультминутка «У меня дом большой» Слышится рычание медведя по м/медио. Воспитатель. Ребята, вы узнали, кто это? Какие звуки издает медведь? Задание
№ 6 (На экране бурый медведь). Назовите, какой это медведь? Каких еще
медведей вы знаете? Составьте описательный рассказ о медведях. Воспитатель.
Сегодня мы с вами поучились составлять описательный рассказ о медведях
по схеме. Сейчас я составлю рассказ о буром медведе, а вы послушайте. 1. Рассказ воспитателя. 2. Рассказ ребенка о белом медведе. 3. Сравнительное описание бурого и белого медведя от лица животного. Воспитатель. Ребята, а как вы узнаете, что бурый и белый медведь занесены в Красную книгу? Кто может сказать, что это за книга и почему туда заносят некоторые виды животных? (Рассуждение детей).
- Значит, это исчезающие животные и их надо охранять, нельзя на них
охотиться. Как вы думаете, если бы эти животные умели говорить, что бы
они сказали людям? (Ответы детей). Воспитатель. Ну, вот и последняя
буква у нас имеется – И. Ребята, а здесь еще одно послание от Мудрой
совы: «Поздравляю вас, друзья! Все задания выполнены. Буквы выстроились в
ряд – прочтите слово» (Дети читают слово УМНИКИ). Воспитатель.
Да, дети, вы действительно умники и умницы. Давайте вспомним, какие
задания Мудрой совы понравились каждому из вас? Почему? Узнали ли вы
что-то новое на занятии? А теперь оцените себя сами. Мудрая сова
приготовила для вас медали: большие и маленькие. Кто считает, что был на
занятии активным, старался правильно отвечать – возьмет большую медаль.
А кто думает, что что-то не получилось, не все знания свои показал –
возьмет медаль поменьше. (Самооценка детей).
|