Программное содержание: познакомить детей с коровой,
свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем
животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнить
представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение
входить в игровую ситуацию, сравнивать.
Материал и организация. Занятие проводится на большом
свободном пространстве группового или другого помещения. В одном углу
устраивают избушку, где живут дед и баба (из сказки «Курочка Ряба»). В разных
местах сооружают сараи для коровы с теленком, козы с козлятами и свиньи с поросятами.
Животные, изображенные на картинах, «стоят» в сараях. Для занятия необходимы:
фартук, головной платок, небольшое ведро, метла, сено, курочка ряба (игрушка
бибабо), 1—2 вареные картофелины, кормушка, 2—3 ветки с дерева.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что в гости на занятие
пришла курочка Ряба. Спрашивает, помнят ли они сказку и чем знаменита курочка.
Затем говорит, что курочка хочет показать, где она живет с дедом и бабой, какой
у них замечательный скотный двор и как много там домашних животных.
«Дети, я буду бабой, и мы вместе с курочкой все вам
покажем»,— говорит воспитатель и надевает фартук и платок. Затем, постоянно
привлекая к разговору курочку, воспитатель в роли бабы показывает дом, где они
живут с дедом (дед ушел на рыбалку), и сараи с домашними животными. Открывая
сарай с коровами, воспитатель задает вопросы: «Кто там стоит? Как называется
взрослое животное, а как — детеныш? Как вы узнали, что это корова? Что у коровы
на голове? Что на ногах? Какой у нее хвост? Зачем ей вымя? Чем теленок
отличается от коровы?»
Курочка комментирует некоторые моменты: «Корова очень
большая, я ее боюсь. Когда она ходит по двору, я убегаю, чтобы она на меня не
наступила». Или: «Я вот не знаю, зачем корове вымя. А может ли корова нести яички?»
Баба рассказывает ребятам, как она каждый день
ухаживает за коровой, и просит их помочь: подмести в сарае, дать корове сена,
напоить ее из ведра. Затем ведет ребят к сараю с козами. Дети рассматривают
козу и козлят, баба задает им примерно такие же вопросы и еще просит сказать,
чем козлята отличаются от козы и чем коза отличается от коровы. Когда дети
говорят, что у козы на голове, курочка вставляет: «А есть ли у козы на голове
гребешок? У нашего петуха Пети есть красивый красный гребешок!»
Баба делает ей ласковое замечание: «Курочка, ты
думаешь, что у всех животных все так же, как у кур? Вовсе нет, все разные. И
каждый приносит свою пользу. Сейчас дети тебе скажут, несет ли коза яички.
Конечно, нет! А что коза дает? Молоко! Да еще какое вкусное! Козье молоко очень
полезно для здоровья, особенно детям. Мы сейчас быстро уберем в сарае, и я
подою козу».
Дети помогают подмести сарай, дать козе сена и веток,
а баба, взяв ведро, «доит» козу. Затем просит ребят сложить из рук стаканчики и
разливает в них молоко. Дети пьют. Курочка разочарованно спрашивает: «А мне?»
«Ты ведь молоко не пьешь, на тебе зернышек»,— говорит баба и сыплет ей зерно, а
курочка клюет.
Затем все идут к третьему сараю, рассматривают свинью
с поросятами, выясняют, чем она отличается от козы, коровы. Считают поросят.
Баба рассказывает, что свинья ест все: и овощи, и фрукты, и зерно, и остатки
еды. Режет на мелкие кусочки вареную картофелину, кладет ее в кормушку и просит
ребят поставить в сарай. Курочка заявляет, что она тоже любит картошку. Баба
дает ей немного поклевать.
В завершение занятия баба предлагает ребятам и курочке
отгадать загадки.
Спереди — пятачок,
Сзади — крючок,
Посередине — спинка,
На спинке — щетинка.
(Свинья.)
Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
(Корова.)
У кого рога длинней хвоста?
(Коза.)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова.)
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
(Поросенок.)
Идет, идет, бородой трясет,
«Ме-ме-ме,
дай-ка вкусной мне-е-е». (Коза.)
Клохчет, квохчет,
Травки просит:
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами.)
Услышав последнюю загадку, курочка встрепенулась: «Это
же про меня, про меня! Когда у меня бывают цыплята, я кудахчу, и они сразу
бегут прятаться под мое крыло! Это про меня!»
Баба и дети хвалят курочку за то, что она отгадала
загадку. На этом занятие заканчивается. Воспитатель до конца дня оставляет
картины в группе.
В свободное время воспитатель продолжает чтение
рассказов Е. Чарушина по теме занятия.
Коза
Идет коза по улице, домой торопится. Дома ее хозяйка
покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь
стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады
съест, в саду кору с яблони сдерет! Вот какая вороватая, озорная! А молочко у
козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего. |