Программное содержание: уточнить и расширить
представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с
человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит
своих помощников, заботится о них — кормит, ухаживает, ласкает).
Организация занятия такая же, как и на предыдущих
занятиях с курочкой Рябой. Используются картины «Кошка с котятами», «Собака со
щенками» и др.
Воспитатель от лица курочки просит детей вспомнить,
кто живет на скотном дворе у бабы и деда. Все вместе заглядывают в сараи и
называют знакомых животных. Затем курочка говорит, что рядом с избой стоит не
сарай, а маленький домик — будка, в которой живет совсем другой зверь. Курочка
взволнованно сообщает, что она очень боится этого зверя, потому что он часто и
грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он не ест, как корова, траву, а
грызет кости. «Кто это?» — спрашивает курочка.
Затем баба приглашает детей подойти к собачьей будке
(картина «Собака со щенками»). Предупреждает всех, что идти надо тихо: Жучка
лает и рычит на чужих.
Подойдя к картине, баба обращается к собаке: «Жучка, к
нам в гости пришли хорошие ребята. Они свои, ты на них не лай и не рычи: они
ведь маленькие, могут испугаться. Твоих щенков никто не тронет».
Воспитатель помогает детям рассмотреть собаку, щенков,
будку, предметы около нее. Ребята должны определить, что делает Жучка и что —
щенки. В разговоре с детьми воспитатель постоянно от лица бабы обращается то к
Жучке, то к курочке, гладит щенков и т. д. Сообщает, что Жучка — это домашнее
животное, любит деда с бабой, охраняет их и скотный двор, лаем предупреждает о
приходе чужих. Хозяева любят свою собаку, заботятся о ней: дед построил для нее
новую будку, баба кормит ее утром и вечером, дает косточки, похлебку, а щенкам
— молочную кашу.
Курочка с нетерпением говорит: «Хватит говорить про
Жучку. Пойдемте к тому, кого я не боюсь. Отгадайте: она не рычит, а урчит,
ходит тихо и не лает, крыльев нет, а легко прыгает на забор, как я. Такая
пушистая, мягкая! Кто это?» Баба ведет детей еще к одному сараю — там находится
кошка Мурка с котятами (картина «Кошка с котятами»). Дети рассказывают про
кошку и котят, воспитатель (баба) задает им вопросы, вставляет пояснения:
«Кошка Мурка — это тоже домашнее животное. Живет с нами, зимой любит греться
на теплой печке, залезает к деду на колени и мурлычет. Мы ее любим, заботимся о
ней, ласково разговариваем, угощаем молоком. А она ловит мышей, которые норовят
зерно попортить».
В заключение курочка просит ребят отгадать загадки.
Молоко пьет, песенки поет.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
( Собака.)
Под полом таится,
Кошки боится.
(Мышь.)
Курочка обещает еще раз прийти к ребятам и сводить их
на птичий двор.
В свободное время воспитатель читает детям рассказы Е.
Чарушина «Кошка», «Собака», рассматривает с ними иллюстрации автора. |