Все, что происходит в жизни,
совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития
природы, общества, человека.
Наблюдая изменения явлений,
происходящих во времени, дети 4—5лет практически приобретают те или иные представления о
времени. Непосредственную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения,
праздников, разных событий, связанных с временем, ребенок усваивает на опыте
личной жизни, жизни окружающих его людей. Постепенно дети запоминают названия
дней недели, отсчет которых часто ведется от выходного дня, когда взрослые
бывают дома.
Особые затруднения дети испытывают
при усвоении переходного времени. Событие, которое было сегодня, завтра
становится тем временем, которое называется уже словом вчера. То, что называлось словом завтра, на следующий день называется
словом сегодня.
Дети 3— 4
лет часто задают вопросы: «Завтра уже не завтра, а сегодня?»— «Как это было
сегодня, а стало вчера?» Конечно, наблюдая за действиями взрослых, старшие
дети накапливают впечатления, устанавливают временные связи и овладевают
словарем, отражающим время, его течение, последовательность явлений и событий.
Но даже у детей 5—6лет иногда течение времени, последовательность выражаются служебными
словами потом,
после... Употребляя
неоднократно слово потом, ребенок указывает на последовательность действий,
происходящих во времени.
При непосредственном восприятии
и накоплении опыта усвоение детьми представлений о времени, временных
отношениях, усвоение слов-названий и слов-понятий о времени формируется очень
медленно. Многие дети, приходящие в школу, часто не имеют достаточно четких
представлений и те или иные события обозначают путем описания: «Это было
тогда, когда еще мы не переехали с дачи». — «Вначале получили письмо, а потом
приехала бабушка».
В непосредственном опыте не
формируются знания о мерах измерения времени, не усваиваются практические
способы пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них
слабо развивается чувство времени.
Однако затруднения в усвоении
детьми представлений о времени не означают того, что дети не могут их усвоить.
Психолог С. Л. Рубинштейн указывал, что «хотя временные представления обычно
развиваются у детей относительно поздно (особенно, когда не уделяют достаточного
внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности».
В ряде исследований доказывается,
что в старшем дошкольном возрасте возможно формирование чувства времени
применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности(занятия,игрыидр.).
Передовой опыт воспитателей
также свидетельствует о том, что при целенаправленном обучении, активном
формировании представлений о времени, систематическом руководстве
познавательной деятельностью детей они приобретают способность усвоения
представлений о времени и ориентировки па время.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ
ОРИЕНТИРОВОК ВО ВРЕМЕНИ
В программе для каждой возрастной
группы указаны содержание и объем ориентировок во времени. Дети должны
научиться называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить
названия и последовательность дней недели, определять, какой день сегодня,
какой был вчера, какой будет завтра; называть и различать времена года,
название текущего месяца.
Указывается, и на то, что дети
старшего возраста должны соотносить свою деятельность со временем,
предусматривать необходимое для нее время.
Содержание и объем ориентировок
как будто невелики, но формирование представлений о времени и ориентировок во
времени не исчерпывается тем, что дети усваивают названия тех или иных его отрезков.
Сложность освоения представлений
о времени заключается в том, что само время не имеет наглядных форм — оно
«опредмечено» тем содержанием, которое происходит во времени.
Каждое временное понятие
является обобщением. Сутки включают представления о содержательных отрезках
времени, характеризующих утро, день, вечер, ночь. Сутки составляют часть
понятия неделя.
Неделя
имеет временное отношение к меньшему показателю времени — суткам. и к
большему — месяцу. Понимание этой закономерности детьми вызывает некоторые
затруднения. Детям трудно представить и понять определение того или иного
обобщающего понятия, выраженного одним словом: зима, весна, лето, осень, а тем более такого емкогопонятия,как«круглыйгод».
Воспитательно-образовательное
и развивающее воздействие процесса обучения способствует тому, что дети
усваивают представления о временивопределеннойсистеме.
Воспитатель последовательно ведет
детей от непосредственного восприятия признаков к обобщению их и выявлению
существенных связей и отношений, от обозначения словом к развитию мысли.
Педагог, формируя представления
о времени, учит детей выражать мысль точным, содержательным и образнымсловом,предложением.
Дети — наши современники и
свидетели созидательной деятельности советского народа. Внимание детей, их
сознание должно быть направлено на то, что круглый год люди трудятся. В любое
время года и суток машинисты водят поезда, летчики летают на самолетах, моряки
работают на кораблях. День и ночь действуют электростанции, чтобы всегда горел
свет; шахтеры работают в шахтах, сталевары стоят у домен. Широкое ознакомление
с разнообразными видами труда воспитывает уважение к труженикам, понимание
того, что люди берегут время.
Это и создает широкую нравственную
основу для формирования представлений детей о времени.
Время идет быстро, идет
вперед. В настоящем закладываются ростки будущего. В дошкольном детстве
формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. У
детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не
тратить его бесполезно. Воспитатель настойчиво и последовательно учит детей
замечать время, соотносить с временем игры, занятия, повседневную жизнь.
Приучает детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или
другое время. Это отнюдь не означает, что нужно постоянно говорить о времени,
контролировать детей, докучать расспросами, указаниями, назиданиями о
необходимости беречь время. Нужно так организовать жизнь, чтобы она была
содержательна, интересна и полезна для развития детей. Практическое понимание
мудрой пословицы «Делу время — потехе час» должно быть постепенно усвоено и
стать для самих детей правилом их жизни.
Четкий распорядок жизни детей
является постоянно действующим условием ориентировки на время и регулирует
жизнь детей так, что они не только подчиняются режиму, но и активно протестуют
против нарушений его.
Чувство времени в общем его
определении представляет способность ориентироваться на время без показаний
специальных приборов и вспомогательных средств. Воспитание чувства времени
осуществляется на протяжении всего процесса формирования представлений о
времени и неотделимо от него. Чувство времени имеет большое значение: оно
является способом самостоятельного определения необходимого времени на то или
иное занятие, игру, решение какой-то практической задачи в повседневной жизни.
Чувство времени воспитывается в процессе деятельности: в играх, специальных
упражнениях на время. Чтобы воспитать чувство времени, педагог вводит в
занятия, игры старших детей элементы соревнования, при которых успех
определяется временем. Это помогает осознать необходимость искать и находить
экономные решения, убыстрять темп игры. Чувство времени формируется и становится
привычным у старших детей, но оно требует постоянного подкрепления.
Умение ориентироваться на время
является показателем воспитанности человека и проявляется повседневно в том,
что человек ценит свое время и уважает время других. Он не опаздывает, а
приходит в точно назначенный срок, не задерживается больше чем это необходимо,
не говорит пространно и долго о том, что интересует его, но неинтересно другому
и т. д.
Все эти задачи воспитатель успешно
может решить средствами дидактической игры.
Основным источником информации
детей о времени года и формирования их представлений является прежде всего
окружающая жизнь и жизнь самих детей.
Огромную роль в ознакомлении
детей со временем средствами дидактической игры играет картинка. На картинках
отражаются события во времени. Вместе с тем художник как бы задерживает внимание,
«останавливает время». Использование картинки позволяет вернуться к ее
содержанию неоднократно. Например, нельзя в жизни вернуться к тому времени,
которое прошло, а картинки с изображением времен года можно выстроить в
последовательности их смены, сравнить по основным признакам.
В формировании представлений о
времени в дидактических играх значительная роль принадлежит слову,
обозначающему время. Особое место занимают произведения устного народного
творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия,
течение времени,изменениевремениит.д.
Пословицы, загадки (отгадки)
обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать
правильность своего объяснения или суждения.
Большое воспитательно-развивающее
влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых составляют
поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам
года, воспели картины природы, красоту созидательного труда.
Дидактическая игра с использованием
поэтических произведений требует особой методики, бережного отношения к
поэтическому слову, образу. Педагоги часто обращаются к поэтическим
произведениям, но недопустимо их использовать в узко дидактических целях.
Поэзия отражает не только явления жизни, но и отношение автора, его эмоциональное
восприятие мира, переживание разнообразных чувств. Ребенка нужно учить .через
художественное произведение видеть, чувствовать идею, мысль автора, его переживания,
ощущение мира. Пусть у детей будут любимые стихи, воспитывается потребность
читать их в минуты общения друг с другом.
В стихотворении А. С. Пушкина
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней
зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
предстает пейзаж зимы во всем
его величии и красоте.
И надо так читать каждый поэтический
отрывок, чтобы дети почувствовали- его красоту. Можно ли при этих условиях
создать игру? Можно. Но игра должна быть особой игрой — игрой мысли и чувств,
слова и образа.
Восприятие поэтического слова,
образа, переживание разнообразных эмоций становятся содержанием общения
воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом, обогащают
эстетические вкусы детей.
Особое н важное значение имеет
подготовка воспитателя к игре — серьезная работа над текстами стихотворений,
продумывание интонаций, логических ударений, пауз, акцентирование того, что
должно стать предметом внимания и сознания детей, продумывание разнообразных
способов общения с детьми, поощрения их усилий выразить всловеотношение,переживание.
В формировании представлений
детей о времени средствами дидактической игры необходима определенная
система. В основе систематизации должно быть отражение взаимосвязи природных и
социальных явлений в каждом временном отрезке. По возможности должны раскрываться
причинно-следственные отношения в тех или иных явлениях жизни, происходящих в
определенное время.
Основными в системе формирования
представлений детей о времени года можно считать: изменения в природе в
зависимости от длительности солнечного
освещения, влаги и тепла; изменения в росте и развитии растений, изменения в
образе жизни животных.
Труд людей, стабильность и независимость
от времени, частичные изменения труда людей в городах, обусловленность труда
основными явлениямивсельскойместности.
Изменения в жизни детей-школьников
в разное время года: учебный труд, каникулярное время, игры. Жизнь
детей-дошкольников, их занятия, труд, игры, развлечения. Дни рождений ребенка,
членов семьи, близких.
Общественные праздники, события,
исторические даты, происходящиеизакрепленныевовремени.