Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 23.11.2024, 18:31

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ [387]
ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ [137]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ [221]
ВАЛЕОЛОГИЯ [95]
ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [280]
ОБЖ [89]
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ [228]
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [27]
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ [16]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [37]
ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В ДОУ [17]
Главная » Файлы » РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ

ВСЕ ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЕНИ
18.12.2010, 12:27

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и простран­стве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, чело­века.

Наблюдая изменения явлений, происходящих во времени, дети 4—5 лет практически приобретают те или иные представления о времени. Непосредственную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, разных со­бытий, связанных с временем, ребе­нок усваивает на опыте личной жиз­ни, жизни окружающих его людей. Постепенно дети запоминают назва­ния дней недели, отсчет которых часто ведется от выходного дня, когда взрослые бывают дома.

Особые затруднения дети испы­тывают при усвоении переходного времени. Событие, которое было се­годня, завтра становится тем време­нем, которое называется уже сло­вом вчера. То, что называлось сло­вом завтра, на следующий день на­зывается словом сегодня. Дети 3— 4 лет часто задают вопросы: «Завт­ра уже не завтра, а сегодня?»— «Как это было сегодня, а стало вче­ра?» Конечно, наблюдая за дейст­виями взрослых, старшие дети на­капливают впечатления, устанавли­вают временные связи и овладевают словарем, отражающим время, его течение, последовательность явле­ний и событий. Но даже у детей 5—6      лет иногда течение времени, по­следовательность выражаются слу­жебными словами потом, после... Употребляя неоднократно слово по­том, ребенок указывает на последо­вательность действий, происходящих во времени.

При непосредственном восприя­тии и накоплении опыта усвоение детьми представлений о времени, временных отношениях, усвоение слов-названий и слов-понятий о вре­мени формируется очень медленно. Многие дети, приходящие в школу, часто не имеют достаточно четких представлений и те или иные собы­тия обозначают путем описания: «Это было тогда, когда еще мы не переехали с дачи». — «Вначале по­лучили письмо, а потом приехала бабушка».

В непосредственном опыте не формируются знания о мерах изме­рения времени, не усваиваются практические способы пользования ими. Дети подчиняются установлен­ному режиму, но у них слабо разви­вается чувство времени.

Однако затруднения в усвоении детьми представлений о времени не означают того, что дети не могут их усвоить. Психолог С. Л. Рубин­штейн указывал, что «хотя времен­ные представления обычно развива­ются у детей относительно поздно (особенно, когда не уделяют доста­точного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступ­ности».

В ряде исследований доказывает­ся, что в старшем дошкольном воз­расте возможно формирование чув­ства времени применительно к жиз­ни ребенка, его разнообразной дея­тельности   (занятия,   игры   и  др.).

Передовой опыт воспитателей также свидетельствует о том, что при целенаправленном обучении, ак­тивном формировании представле­ний о времени, систематическом ру­ководстве познавательной деятель­ностью детей они приобретают спо­собность усвоения представлений о времени и ориентировки па время.


СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОРИЕНТИРОВОК ВО ВРЕМЕНИ

 

В программе для каждой воз­растной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени. Дети должны научиться называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить названия и по­следовательность дней недели, опре­делять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; на­зывать и различать времена года, название текущего месяца.

Указывается, и на то, что дети старшего возраста должны соотно­сить свою деятельность со временем, предусматривать необходимое для нее время.

Содержание и объем ориентиро­вок как будто невелики, но форми­рование представлений о времени и ориентировок во времени не исчер­пывается тем, что дети усваивают названия тех или иных его от­резков.

Сложность освоения представле­ний о времени заключается в том, что само время не имеет наглядных форм — оно «опредмечено» тем со­держанием, которое происходит во времени.

Каждое временное понятие является обобщением. Сутки вклю­чают представления о содержатель­ных отрезках времени, характери­зующих утро, день, вечер, ночь. Сут­ки составляют часть понятия не­деля. Неделя имеет временное отно­шение к меньшему показателю вре­мени — суткам. и к большему — месяцу. Понимание этой закономер­ности детьми вызывает некоторые затруднения. Детям трудно предста­вить и понять определение того или иного обобщающего понятия, выра­женного одним словом: зима, весна, лето, осень, а тем более такого ем­кого  понятия,  как  «круглый  год».

Воспитательно-образовательное и развивающее воздействие процес­са обучения способствует тому, что дети усваивают представления о времени   в   определенной   системе.

Воспитатель последовательно ве­дет детей от непосредственного вос­приятия признаков к обобщению их и выявлению существенных связей и отношений, от обозначения сло­вом к развитию мысли.

Педагог, формируя представле­ния о времени, учит детей выражать мысль точным, содержательным и образным   словом,   предложением.

Дети — наши современники и свидетели созидательной деятельно­сти советского народа. Внимание де­тей, их сознание должно быть на­правлено на то, что круглый год люди трудятся. В любое время года и суток машинисты водят поезда, летчики летают на самолетах, моря­ки работают на кораблях. День и ночь действуют электростанции, что­бы всегда горел свет; шахтеры ра­ботают в шахтах, сталевары стоят у домен. Широкое ознакомление с разнообразными видами труда вос­питывает уважение к труженикам, понимание того, что люди берегут время.

Это и создает широкую нрав­ственную основу для формирования представлений детей о времени.

Время идет быстро, идет вперед. В настоящем закладываются ростки будущего. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. У детей в процессе воспита­ния и обучения складывается при­вычка ценить время, не тратить его бесполезно. Воспитатель настойчиво и последовательно учит детей заме­чать время, соотносить с временем игры, занятия, повседневную жизнь. Приучает детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сде­лано в то или другое время. Это отнюдь не означает, что нужно по­стоянно говорить о времени, конт­ролировать детей, докучать расспро­сами, указаниями, назиданиями о необходимости беречь время. Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития детей. Прак­тическое понимание мудрой посло­вицы «Делу время — потехе час» должно быть постепенно усвоено и стать для самих детей правилом их жизни.

Четкий распорядок жизни детей является постоянно действующим условием ориентировки на время и регулирует жизнь детей так, что они не только подчиняются режиму, но и активно протестуют против нару­шений его.

Чувство времени в общем его определении представляет способ­ность ориентироваться на время без показаний специальных приборов и вспомогательных средств. Воспита­ние чувства времени осуществляется на протяжении всего процесса фор­мирования представлений о времени и неотделимо от него. Чувство вре­мени имеет большое значение: оно является способом самостоятельного определения необходимого времени на то или иное занятие, игру, реше­ние какой-то практической задачи в повседневной жизни. Чувство вре­мени воспитывается в процессе дея­тельности: в играх, специальных упражнениях на время. Чтобы вос­питать чувство времени, педагог вводит в занятия, игры старших детей элементы соревнования, при которых успех определяется време­нем. Это помогает осознать необхо­димость искать и находить эконом­ные решения, убыстрять темп игры. Чувство времени формируется и ста­новится привычным у старших де­тей, но оно требует постоянного под­крепления.

Умение ориентироваться на вре­мя является показателем воспитан­ности человека и проявляется повсе­дневно в том, что человек ценит свое время и уважает время других. Он не опаздывает, а приходит в точно назначенный срок, не задерживается больше чем это необходимо, не го­ворит пространно и долго о том, что интересует его, но неинтересно дру­гому и т. д.

Все эти задачи воспитатель ус­пешно может решить средствами ди­дактической игры.

Основным источником информа­ции детей о времени года и форми­рования их представлений является прежде всего окружающая жизнь и жизнь самих детей.

Огромную роль в ознакомлении детей со временем средствами ди­дактической игры играет картинка. На картинках отражаются события во времени. Вместе с тем художник как бы задерживает внимание, «ос­танавливает время». Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно. Напри­мер, нельзя в жизни вернуться к то­му времени, которое прошло, а кар­тинки с изображением времен года можно выстроить в последователь­ности их смены, сравнить по основ­ным признакам.

В формировании представлений о времени в дидактических играх значительная роль принадлежит сло­ву, обозначающему время. Особое место занимают произведения устно­го народного творчества, в которых в условной образной форме изобра­жено время действия, течение вре­мени,  изменение  времени  и  т.  д.

Пословицы, загадки (отгадки) обра­щены к уму ребенка, развивают со­образительность, способность дока­зать правильность своего объясне­ния или суждения.

Большое воспитательно-разви­вающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых составляют поэтические произведе­ния. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспе­ли картины природы, красоту сози­дательного труда.

Дидактическая игра с использо­ванием поэтических произведений требует особой методики, бережного отношения к поэтическому слову, образу. Педагоги часто обращаются к поэтическим произведениям, но не­допустимо их использовать в узко дидактических целях. Поэзия от­ражает не только явления жизни, но и отношение автора, его эмоцио­нальное восприятие мира, пережива­ние разнообразных чувств. Ребенка нужно учить .через художественное произведение видеть, чувствовать идею, мысль автора, его пережи­вания, ощущение мира. Пусть у де­тей будут любимые стихи, воспи­тывается потребность читать их в минуты общения друг с другом.

В стихотворении А. С. Пушкина

Под голубыми небесами  

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,   

И речка подо льдом блестит.

предстает пейзаж зимы во всем его величии и красоте.

И надо так читать каждый по­этический отрывок, чтобы дети по­чувствовали- его красоту. Можно ли при этих условиях создать игру? Можно. Но игра должна быть осо­бой игрой — игрой мысли и чувств, слова и образа.

Восприятие поэтического слова, образа, переживание разнообраз­ных эмоций становятся содержа­нием общения воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом, обогащают эстетические вкусы детей.

Особое н важное значение имеет подготовка воспитателя к игре — серьезная работа над текстами сти­хотворений, продумывание интона­ций, логических ударений, пауз, акцентирование того, что должно стать предметом внимания и созна­ния детей, продумывание разно­образных способов общения с деть­ми, поощрения их усилий выразить в   слове   отношение,   переживание.

В формировании представлений детей о времени средствами дидак­тической игры необходима опреде­ленная система. В основе системати­зации должно быть отражение взаи­мосвязи природных и социальных явлений в каждом временном отрез­ке. По возможности должны рас­крываться причинно-следственные отношения в тех или иных явле­ниях жизни, происходящих в опре­деленное время.

Основными в системе формиро­вания представлений детей о време­ни года можно считать: изменения в природе в зависимости от дли­тельности  солнечного освещения, влаги и тепла; изменения в росте и развитии растений, изменения в образе жизни животных.

Труд людей, стабильность и не­зависимость от времени, частичные изменения труда людей в городах, обусловленность труда основными явлениями   в   сельской   местности.

Изменения в жизни детей-школь­ников в разное время года: учебный труд, каникулярное время, игры. Жизнь детей-дошкольников, их за­нятия, труд, игры, развлечения. Дни рождений ребенка, членов семьи, близких.

Общественные праздники, собы­тия, исторические даты, происходя­щие  и  закрепленные  во  времени.


Категория: ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ | Добавил: admin | Теги: ребенок познает мир, знакомство с окружающим миром, занятия с дошкольниками, методические рекомендации для воспи, занятие в детском саду
Просмотров: 1683 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 11
    Гостей: 11
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru