Задачи: воспитать осознанное отношение к нормам и правилам,
сформировать умения и навыки поведения в обществе. Развить способность к
умозаключениям, к оценке и самооценке.
Дидактический
материал: картинки с изображением
правильных и неправильных действий, фишки, фланелеграф.
Перед занятием проводится «этическая» зарядка
«Волшебный горшочек» (возьмем из него пригоршню добра и терпения). По ходу
занятия детям за правильные ответы раздаются фишки.
Педагог. Сегодня мы решим, какие правила нужно знать, если
тебе уже шесть лет. Как вы думаете, зачем нужны правила в игре?
Только ли в игре нужны правила? Да, правила есть и для
тех, кто сидит за обеденным столом, и для тех, кто едет в транспорте; для тех,
кто просто разговаривает и для тех, кто спорит; для тех, кто собрался в гости и
кто будет принимать гостей. Вы многие правила знаете, поэтому будете мне
помогать, договорились?
Итак,
назовите правила, которые необходимо выполнять во время еды... (Есть бесшумно, не набивать полный рот, не разговаривать
с пищей во рту; косточки класть на тарелку, а не на стол; брать с общей тарелки
не выбирая; если не нравится, не морщиться, просто сказать: «Спасибо, я сыт»,
пользоваться салфеткой, елкой, под присмотром родителей ножом.)
А как быть, если вы не знаете, как правильно есть или
еще не умеете пользоваться ножом? Нужно спокойно сказать: «Извините, я не умею
еще это правильно есть, помогите, пожалуйста». Это правильнее, чем, если вы
сделаете что-то смешно.
А если у вас за столом гости, кому сначала предлагают
взять с общей тарелки? (Гостям.)
Когда гости садятся за стол, кто садится последним?
(Хозяин.) Почему? Что говорят
гостям, если они принесли подарок, который у вас уже есть или вам просто не
нравится?
Сейчас
порассуждаем о правилах поведения на транспорте (разговаривать негромко; если надо пройти, говорить
«извините» или «разрешите»; не есть мороженое и не грызть семечки; уступить
место инвалиду, пожилому человеку, своей маме, малышу).
Как вы думаете, почему неприлично разговаривать
громко? (Кто- то плохо себя чувствует, люди устали.)
А почему нельзя есть в транспорте? Вы видели грязь в
трамвае, троллейбусе? Разрисованные и разорванные сиденья? Кто это делает? Их
можно назвать нарушителями? Что они нарушают? (Правила,
законы.) А еще что?
(Настроение других пассажиров.)
Почему они это делают? Из-за своего невежества. Невежи — кто это? Это те, кто
не умеет правильно себя вести, не знает или не хочет знать, как правильно. Хорошо,
что вы соблюдаете правила.
Скажите, если ваша мама на улице, дома или в
транспорте с кем-то разговаривает, а вам очень нужно о чем-то у нее спросить,
как вы себя поведете?
А если это не мама, а двое детей разговаривают, а вам
нужно вмешаться в разговор? Если не разговаривают, а играют, как в этом случае
вмешиваться?
Безусловно, во всех случаях надо начинать со слова
«извините». Теперь посмотрите, у кого сколько фишек набралось? Оказывается, у
нас есть знаток правил. А сейчас вам нужно будет разложить на фланелеграфе
карточки: налево кладите карточки, где действие правильное, направо — где
действие неверное. Посмотрите на картинки и подумайте: вы всегда поступаете
так, как нарисовано слева? Не совершаете ли иногда ошибки? Может быть, вы еще
не все правила знаете, можно и ошибиться нечаянно. Главное — хотеть знать, как
правильно. Чтобы людям не причинить неудобства и самому не было неловко.
Если вы нарушили правило за столом (уронили что-то), в
транспорте (не заметили старого человека — он обиженно об этом вам сказал), в
группе или раздевалке (задели кого-то), как выйти из положения? Давайте
поиграем.