Цели и задачи: закрепить и расширить представление о
зайцах, заячьей семье, используя фольклор и художественную литературу;
познакомить со словами, обозначающими разных зайцев: «зайчиха», «заинька»,
«заюшка», «зайчишка», «зайчонок»; представить различные изображения зайцев в
иллюстрациях, в игрушках, их сходство и различия; проработать противоположные
понятия, связанные с характеристикой ежика: грустный — веселый; храбрый —
трусливый; короткий — длинный; летний — зимний серый — белый.
— Подчеркнуть ритм считалки.
Музыкальные материалы: Рахманинов С. «Итальянская
полька».
Ход занятия
Волшебными словами открываем Кузькин сундучок. А в нем
зайчик сидит. Дети знакомятся с ним, называют свое имя, гладят зайчишку,
рассматривают его.
— Наш зайчик маленький, а бывают зайцы большие.
(Показываем руками — маленький, большой.) Их и называют по-разному: маленьких —
зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок; больших — заяц, зайчище, зайчиха.
— Как в заячьей семье называют папу? А как маму? А как
деток? (Проговариваем, подчеркивая каждое название интонацией: ласково, игриво,
твердо, мягко.)
— У всех зайцев длинные уши и короткий хвост (показываем
ручками). Зайцы бывают разного цвета — серые и белые. Вот какая история
произошла однажды с серым зайчиком.
— Читаем стихотворение И. Пивоваровой «Заяц»:
Заяц лег на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
— В чем же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?
— Как вы думаете, кто его переодел?
Дети отвечают, кто переодел зайчика (снег, зима).
— Значит, зайцы летом серые, а зимой, чтоб их не видно
было на снегу, — белые. А еще они бывают трусливые и храбрые. И для каждого
есть своя считалочка. Догадайтесь, какая для какого зайца.
— Выдерживая ритм считалочки, мы как бы пересчитываем
детей:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой.
Раз-два-три-четыре-пять —
Шел охотник погулять!
Вдруг зайчонок выбегает
И давай в него стрелять.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!
Убежал охотник мой! Храбрая заячья песня из сказки Б.
Заходера «Русачок». — Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и
грустные, и веселые. (Изображаем тех и других мимикой и позой.) Веселые зайцы
могут нас посмешить, любят потанцевать.
Давайте попросим заиньку:
Зайка, зайка, попляши!
Наших деток посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!
Г.Лагздынь
— А мы с вами спляшем веселый заячий танец — полечку. Затем читаем «Сказку про храброго зайца — длинные уши,
косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка.
Ходим пальчиками по «заячьей сказке», рассматриваем
игрушечных зайчиков и иллюстрации в книгах. Дети показывают маленьких и
больших, серых и белых, веселых и грустных, храбрых и трусливых зайцев.
Рисование
Рисуем голубого зайчика — длинные уши, короткий хвост. |