ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА "МОЯ СЕМЬЯ"
11.04.2012, 12:28
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цели: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье; продолжить формирование умения рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия, составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках; закрепить правила обращения с игрушками; развивать внимание и память; помочь усвоить песенные навыки и исполнительные умения игры на металлофоне. Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением О. Дриза; положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании мелодии русской народной песни «Заинька»; знает и называет членов своей семьи; может оригинально и последовательно рассказывать о своих игрушках; интересуется играми, жизнью людей, разными жанрами искусства; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Материалы и оборудование: игрушки; фотовыставка «Моя семья»; металлофон. Литературно-музыкальное сопровождение: пословицы и поговорки о семье; «Заинька», русская народная песня, обр. Н. А. Римского-Корсакова.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Воспитатель. Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Вопросы: - Как вас ласково зовут дома? - Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение, когда они сердятся, хмурятся? 2. Рассказывание о семье. Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён. Вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Кто кому мама? - Кто кому сын (дочка)? -Для мамы ты кто? - А для бабушки? - Для брата, сестры? - Вы любите своих близких? Почему? - Кто чем занимается в семье? - Кто о тебе заботится? - Как ты заботишься о других? 3. Игры. «Пантомима». Дети изображают походку младенца, взрослого и пожилого человека. «Собери цепочку». Задание. Разложить фотографии согласно возрасту и полу. Вариант 1: младенец - девочка - дошкольница - школьница - студентка - мама - бабушка. Вариант 2: младенец - мальчик - дошкольник - школьник — студент - папа - дедушка. 4. Чтение стихотворения О. Дриз. Беседа по вопросам. Воспитатель. Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно: Сыро, хмуро за окном, дождик моросит. Низко небо серое над крышами висит. А в доме чистота, уют. У нас своя погода тут. Улыбнётся ясно и тепло. Вот уже и солнышко в комнате взошло. - Про кого это, вы, конечно же, догадались, это - мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.) Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.) Как вы называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют их ваши родители? (Мама, папа.) А если ваши близкие заболеют, как вы их будете жалеть? Назовите ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика). Рассмотрите книжные иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, птица с птенцами в гнезде). Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них. 5. Пальчиковая игра «Дружная семья». Дети поочередно загибают пальцы в кулак: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, А вот этот пальчик - я, Вместе - дружная семья! 6. Чтение пословиц. Воспитатель. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Педагог читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл. При солнышке тепло, при матери - добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. 7. Усвоение песенных навыков. Игра на металлофоне. Воспитатель или музыкальный руководитель играет на металлофоне мелодию русской на¬родной песни «Заинька» в обр. И. А. Римского-Корсакова, а дети поют. 8. Рассказывание об игрушках. Воспитатель. Ребята, в нашей группе очень много разных игрушек. Я предлагаю вам по очереди взять в игровом уголке любую игрушку и поставить на стол, называя её. Игрушки не должны повторяться. - Давайте рассмотрим каждую игрушку. (Показывает лису.) Как называется эта игрушка? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет делать лиса? Чем тебе нравится эта игрушка? (Опрашивает всех детей.) Аналогично проводится рассматривание собаки, кошки. - Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его. Это ... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы ... (длинный хвост, зелёные глаза). Лиса умеет ... (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что ... (она красивая). Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа. 9. Рефлексия. Игра «Правильно - неправильно». Воспитатель говорит утверждения, а дети соглашаются с ними или отрицают: • Можно ломать игрушки. • Нельзя убирать игрушки на место. • Нельзя делиться игрушками с друзьями. • Можно пачкать игрушки. - Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на место. Дети расставляют все игрушки на места.