Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их
знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и
закономерности в природе.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям, что на Земле в разных
странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара,
круглый год - лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год -
зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.
- Мы с вами живем в России и имеем возможность
любоваться всеми временами года. Каждое время гола радует своей
неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени: лето раскрашивает
землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима
щедро укутывает землю серебром снежинок.
Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках
писатель В.Архангельский.
Кружатся в
воздухе и падают на землю снежинки - одна красивее другой! Вот цветок с шестью
лепестками; вот звездочка с шестью гранями. Побывали ученые в облаках при
снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду
мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу,
они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Маленькие
льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Весной, летом и осенью пар
превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.
Чем тише
морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у
них обламываются лучики, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Когда нет
мороза, падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.
А вот кто
знает, почему хрустит снег под ногами? Он хрустит оттого, что под тяжестью
наших ног ломаются звездочки и лучи на снежинках...
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с
изображением снежной зимы.
- Куда ни посмотришь зимой, все вокруг бело. Неужели
зимой вся жизнь в природе остановилась? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым
белым одеялом, защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто
засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Жизнь растений хорошо укрыта
под надежной корой в маленьких почках.
Воспитатель предлагает детям для рассматривания ветку
с почками.
- Долго длится зима, больше трех месяцев. Мудрый народ
дал каждому месяцу свое определение. Давайте вместе подумаем и объясним значение
пословиц.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки
наводит мосты.
Декабрь-студенец.
Январь - месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
Январь - году начало, зиме середина.
Январь - крыша зимы.
Февраль - ветродуй, вьюговей, бокогрей.
И феврале два друга - мороз да вьюга.
Февраль - месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»
- Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый
характер?
- Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а
порой бывает злая и ворчливая, такая, какой описал ее писатель К. Ушинский в
рассказе «Проказы старухи зимы».
Проказы старухи-зимы
Разозлилась
старуха-зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала
до птиц добираться: надоели они ей своим крикам и писком. Подула зима холодом,
посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам
деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали
и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и
тот под стреху забился.
Видит зима,
что птиц ей не догнать; накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила
сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут
морозы, один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают,
зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы
запрятались; белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет;
заинька, прыгаючи, греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах
готовое сено жуют, теплое пойло пьют.
Пуще злится зима
- до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее.
Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков
по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а
рыба вся вглубь ушла. Под ледяной кровлей ей еще теплее.
«Ну, постой
же, - думает зима, - дойму я людей», - и шлет мороз за морозом, один другого
злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в степы, и в двери, так что
бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой
посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки,
рукавицы теплые, да как примется топорам махать, даже пот прошибает. По
дорогам, будто зиме на смех, потянулись обозы: от лошадей пар валит, извозчики
ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подергивают, морозцы
похваливают.
Обиднее всего
показалось зиме, что малые ребятишки, и те ее не боятся! Катаются себе ни
коньках и на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают,
да еще мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнет зима со злости одного
мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу и
давай тереть, и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима,
что ничем ей не взять: заплакала со злости, с крыши зимние слезы закапали...
видно, весна недалеко!
Воспитатель предлагает детям вспомнить из личного опыта
и рассказать, чем удивила их зима и, какие проказы зимы они наблюдали... |