Цель. Закрепить и упорядочить накопленные детьми
представления о зиме, подчеркнуть мысль о том, что разные живые существа
по-разному относятся к одним и тем же явлениям.
Материал. Панно «Лес».
Примерный ход з
а н я т и я. 
Педагог сообщает детям, что наступила пора прощания с
зимой. Напоминает, что в этом году мы узнали, что у зимы бывает разное
настроение (веселое, задумчивое, бывает она злая и суровая, в общем всякая,
разная). Предлагает вспомнить, какие перемены внесла зима в жизнь природы и
человека.
Об изменениях в жизни природы лучше вспомнить в такой
последовательности:
а) изменения в неживой природе (солнце светит, но не
греет, снег покрывает все кругом, веселые хороводы снежинок, холодные ветра,
вьюги, дни короткие, а ночи длинные и т. п.);
б) изменения в растительном мире (педагог вспоминает с
детьми, что все деревья, кусты, трава и цветы спят и не видят окружающей зимней
красоты, они в состоянии покоя, собираются с силами, потому что недалек тот
час, когда они начнут просыпаться да за дело приниматься; вспоминают хвойные
деревья — ель, сосну, кедр, пихту, которые не стали менять свой наряд —
иголки, но зимой они тоже спят; обращает внимание детей на то, как заботится
матушка-зима о деревьях, кустах, цветах. Покрывая все снегами, зима согревает
растения и не позволяет им замерзнуть);
в) изменения в животном мире (педагоги выясняют у
детей, какие животные живут в их лесу (на панно); вспоминают, как менялась их
жизнь в лесу в течение зимы; интересуются, все ли животные в лесу (на панно)
справились с зимними трудностями, все ли зиму перезимовали; выясняют, с какими
трудностями столкнулись зимой звери и птицы, как они их преодолели, помогал ли
кто им со стороны).
А какие перемены произошли в жизни детей в течение
зимы? Как дети встречали и провели зиму?
Педагог выясняет, какие чувства возникают у детей с
наступлением зимы. За что люди любят зиму? Чем зима может не нравиться? Как
дети думают, нравится ли зима растениям (птицам, зверям, насекомым)? Почему?
Внимание!
В этой части важно подвести детей к пониманию того,
что одно и то же явление (событие) может по-разному восприниматься разными
людьми, разными живыми объектами.
За основу занятия можно взять отрывок о зиме из
рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника».
Если вы не укладываетесь во времени при проведении
данного занятия, то некоторые его части можно провести как отдельные
мероприятия в повседневной жизни.
Вне занятий
Создание коллекции «Пуговицы»
Цель. Познакомить детей с рукотворными предметами — пуговицами,
продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету,
рассказать о применении пуговиц в жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают разнообразные пуговицы. Для
создания коллекции понадобится кусок плотной ткани или оргстекло (в оргстекле
необходимо сделать маленькие дырочки, в которые будут крепиться пуговицы с
помощью проволоки или крепкой нитки).
Методика работы. Педагог вносит в группу и раскладывает
на детском столе несколько разных пуговиц, предлагает их рассмотреть. Обращает
внимание детей на их разнообразие. Все вместе отмечают материал, из которого
сделаны разные пуговицы, их разнообразную форму, богатство оттенков и цветов и
пр.
Педагог предлагает детям сделать групповую коллекцию
под названием «Пуговицы». На глазах у детей и при их посильной помощи создается
коллекция (пуговицы крепятся на оргстекло или пришиваются к ткани).
В
последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые
приносят из дома воспитатели и дети. Работая с коллекцией, дети расширяют свои
представления о пуговицах, их применении. |