Цель. Объяснить детям, чем вызваны увиденные
изменения, для чего нужны те или иные предметы, что, где и как надо хранить в
групповой комнате.
Организация экскурсии. Педагог с детьми обходит групповые
помещения и объясняет, что в этом году эти комнаты будут их вторым домом, а
сами педагоги и дети — хозяевами этого дома. Настоящие хозяева любят свой дом
и берегут все, что в нем находится. Хозяева все знают в своем доме: где что хранится,
для чего нужны разные предметы и многое-многое другое.
Далее педагог предлагает детям пройти по группе и все
осмотреть. В процессе осмотра групповых помещений педагог интересуется у
детей: для чего нужны те или иные предметы в помещениях (выясняют целевое
назначение каждого рассматриваемого предмета); как дети будут их использовать;
целесообразно ли расположены разные предметы (например: «Как вы считаете, всем
ли будет удобно брать книги с этой полки? Все дотянутся? А смогут ли все дети
аккуратно поставить книги на место?» И т. п.).
В заключение экскурсии педагог выясняет, все ли
нравится детям в их доме. Может быть, их что-то не устраивает? Если это так,
то что именно? Что хозяевам хотелось еще сделать в своем доме, чтобы там было
всем удобно, уютно и хорошо?
Примечание. Обычно к началу учебного года педагоги стараются
привести группу в полный порядок. Но часто выходит так, что сразу все
предусмотреть практически невозможно. Экскурсия по группе поможет педагогам
увидеть по реакции детей правомерность первоначальной расстановки мебели и
пособий. Поэтому присматривайтесь к своим детям, прислушивайтесь к их ответам
и советам.
Знакомство с участком группы (экскурсия)
В сентябре проводятся две экскурсии «Кто на нашем
участке живет».
Цель. Обратить внимание детей на растительность,
насекомых и животных, которых можно встретить на участке; заложить основу для
последующих наблюдений.
Организация экскурсий. Экскурсии проводятся во время
прогулок. Педагог предлагает детям внимательно осмотреть участок, где они
гуляют, обращает внимание детей на то, что они
после прогулки уходят в группу или домой. А на участке
есть жители, которые не покидают его, потому что это их дом. Кто же эти
жители? (Детям предоставляется возможность самим ответить на поставленный
вопрос.) Это деревья и кустарники, трава и цветы.
Педагог предлагает детям обойти участок и
познакомиться с его жителями. Дети обходят участок. Педагог называет растения,
которые здесь растут, кратко характеризуя их, дает установку на последующее
наблюдение за ними («Если вы, ребята, и жители участка станете друзьями, то
узнаете много удивительного и интересного»).
Вторая экскурсия проводится по аналогии с первой.
Только в данном случае обращается внимание детей на представителей животного
мира. Среди них выделяются те, кого почти всегда можно встретить на участке в
определенное время года. Это в основном дождевые черви, муравьи, жучки и пр. и
те, кто приходит в гости,— птицы, кошечки, собачки, белочки, бабочки.
Педагог рассказывает детям о том., что у всех, кто
живет на участке, есть свои домики, любимые места, у них есть свои привычки и
т. п. Если дети будут внимательны к жителям участка, то очень многое узнают об
их жизни. |