Цель.
Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель». Учить выделять различные
признаки предметов, сравнивать их, находить существенные для данного родового
понятия признаки и по ним обобщать предметы в одно родовое понятие.
Наглядный
материал. Кукольная мебель (кровать, стол, стул, шкаф, диван, кресло), мебель в
помещениях группы.
Ход
занятия. Воспитатель приносит на занятие куклу Катю и предлагает детям
построить для нее комнату. Вместе с воспитателем дети из крупного детского
строительного материала строят комнату.
— Теперь у
Кати есть комната, но может ли она в ней жить? Что нужно поставить в комнату,
чтобы Катя могла жить в ней? (Если дети не ответят, можно задать наводящие
вопросы.) Что нужно Кате, чтобы спать, есть?
— Кате
нужен стол. Ирочка, иди принеси стол.
По мере
того, как дети называют различную мебель, воспитатель просит того или иного
ребенка принести ее и поставить в комнату.
— Вот мы и
обставили Катину комнату. Давайте посмотрим, что же в ней стоит. Что это?
(Стол и стул.) Что есть у стола? (Ножки, крышка.) А это что? (Стул.) А может
быть это стол? Как вы узнали, что это стул? (У стула еще есть спинка.) А это
что? (Кресло.) А мне кажется, что это тоже стул. Почему вы решили, что это
кресло? Что есть у кресла? (Показывает па подлокотники. Дети высказывают
предположения.) Это подлокотники, на них можно положить локти, чтобы не упасть.
Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют новое слово хором и
индивидуально по предложениювоспитателя.)
— А что это
такое? (Кровать,) Что у нее есть? (Две спинки и место, где лежать) И у стула, и
у кресла» и у кровати есть спинки., А у какого предмета есть и спинка, и
подлокотники? (У дивана.) Что это такое? (Показывает на спинку дивана.) А что
это такое? (Показывает на подлокотники. Ответы детей.), Что еще есть в комнате
у Кати? (Шкаф.) Какой шкаф? (Большой.) Что есть у шкафа? (Дверцы,полки внутри.)
.— Скажите,
а для чего нужны все эти предметы? Для чего нужны стол и стул? Кровать? Диван?
Шкаф?
— Все эти
предметы, обстановки комнаты, можно назвать одним словом «мебель». (Сказать
четко, выделяя голосом первый звук, чтобы дети потам не путали его со звуком
«Н». Дети несколько раз повторяют новое слово хором и индивидуально по предложению
воспитателя. При произношении этого слова следить, чтобы дети правильно его
говорили, не заменялизвук«М»звуком«Н».)
— Давайте
встанем и пройдем по нашей группе. Есть ли в нашей группе, мебель? Кто ее
назовет? (Дети проходят по группе, заходят в спальню, в раздевалку иназываютпредметы мебели.
— А у вас
дома есть мебель? Назовите ее. (Ответы детей.).
В конце
занятия подводится итог.
— Чтобы
человек, мог жить в своей квартире, ему нужны разные предметы, чтобы есть,
спать, заниматься, хранить свои вещи. Это столы, стулья, кресла, кровати,
диваны, различные шкафы. Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким?
(Мебель.) Мебель есть в спальной комнате, в раздевалке, в прихожей, на кухне.
Без мебели человеку было бы очень неудобно. А сделали мебель взрослые люди,
мастера8 которые специально этому учились. Они очень старались сделать мебель
красивой, удобной. Они вложили много труда» потому что сделать мебель очень
трудно. Поэтому к вей нужно относиться очень бережно. Аккуратно приподнимать,
стол, если вы хотите его переставить на другое место, брать стул, двумя руками
за сиденье и за спинку (показывает). Тогда мебель будет очень долго оставаться
красивой и не будет ломаться.