Цель. Познакомить детей с профессией помощника воспитателя,
с предметами труда няни; воспитывать в детях чувство признательности и
уважения к чужому труду.
Последовательность
проведения занятия.
Воспитатель.
Каждый день, приходя в группу, мы встречаемся с нашей
А. М. (педагог называет помощника воспитателя по имени и отчеству). А как вы
думаете, зачем А. М. каждый день приходит в детский сад? Давайте спросим об
этом у самой А. М. (Педагог вместе с детьми идет к няне и просит ее несколько
минут посидеть с детьми и рассказать о себе.)
А. М., вы, как и мы, каждый день приходите в детский
сад, но с нами не бегаете, не играете, на прогулку не ходите, спать не
ложитесь. Для чего же вы тогда приходите в детский сад?
Примерный рассказ няни. 
Я бы с удовольствием играла с вами весь день, да и
погуляла бы, и поспала. Но обычно люди этим занимаются, когда отдыхают. А я
прихожу в детский сад не отдыхать, а работать. Детский сад — это моя работа.
Здесь у меня очень много дел. Интересно, а вы
заметили, что же я делаю весь день на своей работе? (Ответы детей.) Правильно,
я приношу еду с кухни (и не один раз в день), мою посуду, мою пол не только в
раздевалке, но и в группе, и в туалетной комнате, и в спальне. Но у меня есть и
другие обязанности: я чищу ковры в группе и спальне, вытираю каждый день пыль
на шкафчиках в раздевалке, на полочках в группе. Я накрываю на столы и убираю с
них посуду.
Много у меня работы. И я бы, наверное, никогда с ней
не справилась, если бы ни мои верные помощники. Хотите я познакомлю вас с
некоторыми из них?
(А. М. демонстрирует несколько предметов-помощников
швабру, ведро, тряпочку и губку, пылесос, придерживаясь такой
последовательности: название, целевое назначение, функция предмета,
демонстрация действий. При этом необходимо привлекать детей к ответам.)
А. М. (убирая предметы на места). Все мои
предметы-помощники служат чистоте и порядку, поэтому сами они тоже любят порядок,
я всегда ставлю их на место, иначе они не будут мне помогать.
Воспитатель. А. М., как много у вас дел на работе. Значит,
дома после работы вы, наверное, только отдыхаете.
А. М. Нет, после работы меня ждут другие дела, дома я
тоже тружусь: хожу в магазин, готовлю еду себе и своим близким, стираю белье,
мою посуду, убираю квартиру. Но этот труд другой. В детском саду я тружусь не
для себя, а для других людей —для вас, дети, я помогаю вашим воспитателям.
Поэтому и профессия моя так и называется — помощник воспитателя. Дома я
тружусь для себя и своих близких. Этот труд часто называют домашним.
Воспитатель. Значит, вы никогда не отдыхаете?
А. М. Конечно, отдыхаю. Во время отдыха я люблю посмотреть
телевизор, поговорить со своим сыном. А знаете, у меня есть любимое дело,
которым я часто занимаюсь во время отдыха (и даже когда смотрю телевизор и
разговариваю со своими близкими).
Воспитатель. Как? И во время отдыха — дело!
А. М. Да, но это особое дело — для души. Мое любимое
дело — вязание. Когда я вяжу, я отдыхаю.
Воспитатель. А. М., а вы нам расскажете про свое любимое
дело?
А. М. Обязательно! Но в другой раз. А сейчас я пойду,
меня ждет моя работа.
Воспитатель. А. М., у вас столько дел! Можем ли мы с
ребятами в чем-то помочь вам? И как?
А. М. Можете. Во-первых, мне очень приятно, когда меня
благодарят за мою работу. Ваше простое слово «спасибо» поднимает мне
настроение, и тогда все дела у меня получаются быстрее и лучше.
Во-вторых, следите за своими вещами. Когда вы
одеваетесь или раздеваетесь, складывайте свои вещи аккуратно на места. Если вы
их разбрасываете, то мне трудно наводить чистоту и порядок. Приходится часто
наклоняться и поднимать вещи, раскладывать их на места. Иногда столько раз
приходится наклониться, что у меня спина начинает болеть.
(Помощник воспитателя уходит.)
Воспитатель. Ребята, поможем нашей А. М.? Вы запомнили,
чем мы можем ей помочь? (Дети повторяют.)
Примечание. В последующем педагоги следят за выполнением
уже сформулированных правил помощи няне, постепенно расширяя их круг.
В течение года появляются и закрепляются следующие правила:
вытирай ноги, когда входишь в детский сад и группу; аккуратно пользуйся
туалетом; аккуратно мой руки.
В течение
года у детей появляются и закрепляются трудовые поручения, которые вводятся под
предлогом оказания помощи другим людям: каждый убирает свою посуду после еды,
самостоятельно убирает свою постель после сна. Постепенно вводятся индивидуальные
поручения (собрать, поднести, раздать и т. п.). |