Цель. Знакомить детей с профессией повара, с его
профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях
чувство признательности и уважения к чужому труду.
Последовательность
проведения занятия.
Воспитатель.
Каждый день в детском саду мы едим. Еду нам приносит
А. М. Как вы думаете, откуда А. М. приносит еду? Кто ее готовит? (Ответы
детей.)
(Стук в дверь. В группу входит Е. И. — повар детского
сада. После взаимного приветствия и знакомства с ребятами повар рассказывает о
своей работе.)
Повар.
Дорогие дети! Каждый день рано утром, когда многие из
вас еще спят, я прихожу в детский сад. Детский сад это место моей работы. У
меня очень ответственная работа — я отвечаю за питание детей, я — повар.
Скажите мне, пожалуйста, кто из вас хочет быть
здоровым, веселым, сильным, красивым? Этого хотят все. А что вы делаете для
этого? (Ответы детей.)
Сегодня я хочу вам раскрыть еще один секрет здоровья,
силы и красоты. Секрет заключается в правильном питании. Зачем человек каждый
день ест, да еще и не один раз? Я вам объясню.
Давайте представим, что мы с вами не люди, а машины.
Представили? Что нужно для того, чтобы машина начала двигаться? Правильно,
машине необходим бензин. Бензин — это питание машины. Машины едут по дорогам и
расходуют бензин. Если каждый раз не заливать машине ее питание, то она
остановится и не сдвинется с места. Так и человек. Для того чтобы мы с вами могли
двигаться, играть, веселиться, нам нужно каждый раз кормить свой организм. Но,
конечно, не бензином (мы не машины), а продуктами: мясом, овощами, фруктами и
многим-многим другим. Ведь, для того чтобы быть красивым, необходимы одни
продукты; для того чтобы быть сильным — другой набор продуктов и т. п. А люди
должны быть и красивыми, и сильными, и здоровыми. Вот и получается, что люди
едят самые разные продукты.
Многие продукты нельзя есть в сыром виде. Их надо
соответственным образом приготовить. Этим приготовлением пищи и занимаются
повара. Для приготовления пищи нужна особая комната, которая называется кухней.
На кухне собраны предметы, помогающие повару в приготовлении еды.
Я — повар в детском саду. Я готовлю пищу для всех
детей. Детей в детском саду очень много. Я люблю свою работу. Приготовление
пищи напоминает мне сказку с чудесами. А хотите посмотреть, как совершаются
эти чудеса? Я приглашаю вас к себе на кухню.
(Приходят на кухню дети, им показывают некоторые
предметы-помощники повара, демонстрируют одежду повара и объясняют ее
назначение. Затем продолжается рассказ повара.)
Это специальная комната для приготовления пищи. Как
она называется?
Работа повара требует чистоты во всем. Нельзя
приступать к приготовлению еды в грязной одежде, с немытыми руками, с непокрытой
головой. Поэтому у повара есть специальная одежда. (Повар надевает одежду на
глазах детей, сопровождая свои действия объяснениями.) Это халат. Он должен
быть чистым. На моем халате нет карманов. В карманы складывают разные мелочи,
а повару нельзя хранить в карманах мелочи (пуговицы, расчески, карандаши и
пр.), так как они нечаянно могут попасть в пищу.
Это мой колпак (косынка). Его я обязательно ношу на
голове во время приготовления пищи. Я слежу, чтобы мои волосы все были убраны.
Иначе они могут попасть в пищу. А этого допускать нельзя. Посмотрите, какой
красивый у меня колпак (красивая косынка). Когда я его надеваю, я чувствую
себя королевой.
Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с
мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во
время приготовления пищи я всегда слежу за чистотой своих рук. Для этого на
кухне есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.
А сейчас я хочу вас познакомить с моими
предметами-помощниками. Их у меня очень много. Посмотрите вокруг себя. Без
этих предметов я бы никогда не справилась со своей работой. (Повар
демонстрирует 3—4 предмета, придерживаясь такой последовательности: название
предмета, целевое назначение, функция — как действует, как им пользоваться.)
Все эти (и другие) предметы помогут мне сегодня
приготовить для вас и завтрак, и обед, и ужин. Но сами предметы ничего сделать
не могут. Чудеса начинаются только в умелых руках.
Сегодня я варю для вас суп (название супа и краткое
перечисление действий: сначала ... , потом ... ). Вот так получится суп,
который вы будете сегодня есть во время обеда. Я надеюсь, что суп вам
понравится и вы ничего не оставите в своих тарелках.
Воспитатель. Е. И., вы целый день готовите пищу на своей
работе. Вы, конечно, устаете. Скажите, а дома вы отдыхаете от приготовления
пищи?
Е. И. Нет, дома я снова готовлю пищу. Но для себя и
своих близких. Дома у меня тоже есть кухня, но не такая большая. Есть и
предметы-помощники. Но они тоже значительно меньше по размеру.
Воспитатель. Е. И., а вы отдыхаете?
Е. И. Конечно! Во время отдыха я люблю рассматривать
свою коллекцию ложек. Коллекция у меня небольшая, но каждая ложечка в ней
особая, с каждой связан какой-то приятный момент в моей жизни.
Воспитатель. Е. И., а вы нам покажете свою коллекцию?
Е. И. Покажу. А сейчас мне пора работать, но я хочу
вас угостить на прощание. (Повар раздает детям простое угощение в виде
кусочков яблока, морковки и т. п.)
Последующая работа.
Желательно, чтобы повар заглянула
к детям во время обеда и поинтересовалась, понравился ли им обед.
Периодически перед едой вспоминайте повара Е. И. и ее
рассказ. Например: «Интересно, что сегодня Е. И. приготовила нам на завтрак»,
«Сегодня у нас салат из капусты и морковки. Как вы думаете, эти продукты нам
нужны, для того чтобы быть красивыми и сильными?», «Подумайте, с помощью каких
предметов-помощников можно приготовить картофельное пюре» и т. п.
В группе создается альбом «Все работы хороши» и
заполняется глава, посвященная профессии повара. (Описание работы по созданию
и использованию альбома приводится ниже.) |