Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани
26.04.2011, 07:44
Цель.
Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить)
и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно
сшить). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к
книгам.
Обогащение
словаря. Прочный — непрочный.
Наглядный
материал. Кукла, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя (лучше, если
бумажная лента у воспитателя будет из гофрированной бумаги яркого цвета) и на
каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.
Ход з а н я т и я .
Воспитатель
приносит в группу куклу.
—
Посмотрите, к нам пришла кукла Катя. Она сегодня идет к подружке на день
рождения и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную
ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты
бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень
красивая и подходит к ее платью.
— Как вы
думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет? (Предположения
детей.)
— Чтобы
Катя убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем
его завязать.
Воспитатель
начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы
лента порвалась.
— Ребята,
что произошло с бумажной лентой? (Она порвалась.)
— Почему
порвалась бумажная лента? (Вы сильно потянули. Другиепредположениядетей.)
— "Бумажная
лента порвалась, потому что она непрочная. Скажите все вместе это новое слово.
(Дети повторяют слово хором и индивидуально по просьбе воспитателя.)
— Саша,
почему порвалась бумажная лента? {Потому что она непрочная.) А ты, Ира, как думаешь?
— Вот,
видишь, Катя, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага
непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани.
Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты.
Воспитатель
завязывает бант из капроновой ленты и приговаривает: «Вот как сильно потяну
ленточку, чтобы бантик не развязался».
— Ребята,
лента из ткани порвалась? (Нет.)
— А как вы
думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась?
(Предположения детей.) .
— Бумажная
лента порвалась, потому что бумага какая? (Непрочная.) А лента из ткани не
порвалась, потому что ткань какая? (Прочная.) Повторите слово «прочная» все
вместе. (Дети повторяют новое слово хоромииндивидуально.)
— Катя,
посмотри, а у ребят на столах тоже ленточки лежат. Ребята, найдите бумажную
ленточку, возьмите ее и покажите Кате.
— Света,
какую ленту ты взяла? (Бумажную.) А ты,
Коля?
— Теперь,
ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее. (Если дети не поймут,
что нужно делать, воспитатель должен показать на своей ленте.)
— Что
произошло с бумажной лентой? (Она порваласъ.)
— Почему
бумажная лента порвалась? (Потому что она непрочная. Воспитатель должен
спросить несколькихдетей.)
— А теперь
возьмите ленту на ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась? (Нет.)
— А
почему?(Потому что онапрочная.)
— У вас на
столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок,
потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой? (Она помялась.)
— Да,
бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить.
Получилось? (Нет.) Не разглаживается бумажная лента.
— А теперь
положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани
помялась?(Помялась,нонемного.)
— Ткань
почти не помялась. Вот, Катя, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше
завязать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? (Потому что
она рвется, непрочная и мнется.) А вот из ткани бантик получится очень
красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если помнется, ее легко можно
разгладить утюгом.
—
Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна
длинная. Кто знает, как мне их соединить?(Предположения детей.)
— Да,
бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации. (Воспитатель
предлагает кому-нибудь из детей помочь ей склеить бумажныеленты.)
— А как мне
соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная?
(Предположениядетей.)
Если дети
скажут, что ленточки нужно склеить, воспитатель склеивает их и, потянув за
концы, показывает, что ленточки не соединились.
— Ленточки
из ткани можно сшить. (Сшивает две ленточки.)
— Сегодня
вы узнали, что бумага очень непрочная, она мнется, и поэтому с предметами из
бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.
— Сейчас вы
пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Катей один предмет из
бумаги.
(Дети
расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги,которые заранее разложены по всей группе.
Когда ребенок отдает воспитателю предмет, воспитатель просит назвать предмет
и сказать, из чего он сделан или употребить слово«бумажный».)
— Бумажные
предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по одному предмету из ткани.
В конце
занятия воспитатель предлагает детям сесть, берет в руки книгу и говорит:
— Книга сделана из бумаги, значит, она непрочная и ее
легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не
хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что
бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в
нашем книжном уголке книги всегда будут красивые и их приятно будет читать.