Программное содержание. Уточнить знания детей о
признаках внешнего вида и повадках этих животных, о сходстве и различии между
ними. Укрепить желание заботиться о животных, ухаживать за ними. Дать
установку на дальнейшее наблюдение в процессе дежурства.
Подготовка к занятию. Прочитать литературу о белке и
кролике, научиться обращаться с ними. Приготовить картинки с изображением
белки и кролика.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель
спрашивает их: «Какие животные живут у нас в уголке природы? (Ребята называют.)
Вы их все время видите, ухаживаете за ними. Я покажу вам картинки. (Показывает
картинки с изображением белки и кролика.) Узнали, какие животные здесь
изображены? Внимательно рассмотрите белку: сегодня мы будем сравнивать ее с
кроликом. Похожи ли они? Чем не похожи? Сравните, какие у них уши, шерсть,
хвосты; какие различия в поведении животных вы заметите».
Для ответа воспитатель вызывает двоих-троих детей;
добивается от них точного определения признаков внешнего вида и повадок, а
также рассказывания по определенному плану. «А теперь подумайте и скажите,—
продолжает воспитатель,— чем похожи белка и кролик, что у них общего? (Для
ответа также можно вызвать двоих-троих детей.) Что едят белка и кролик? Как
едят они свою пищу? Как называются такие животные?» Чтобы закрепить новое
понятие, можно спросить, каких еще грызунов дети знают.
Далее воспитатель спрашивает: «Где живут кролики, кто
о них заботится? Приносят ли они человеку пользу? Как называются животные,
которых содержит человек, о которых он заботится? (Домашние животные.) Кролики
— домашние животные. Каких вы еще знаете домашних животных? Почему вы думаете,
что это домашние животные? А где живет белка, кто о ней заботится? Как
называются животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся, сами запасают
корм? (Дикие животные.) Белка — дикий зверек. Каких еще вы знаете диких
животных? Почему думаете, что они дикие? Чем кормится белка? Кто знает, как
белка ест?
Дети, мы сегодня узнали много интересного о белке и
кролике. Когда будете дежурить, посмотрите: в какое время дня кролик ест больше
корма — утром или вечером? Какой корм он больше любит, делает ли он запасы?
Дежурные будут рассказывать всем детям о своей работе, о том, что они заметили
в поведении кролика». ...
Рассказы ребят о кролике, за которым ухаживали, можно
послушать на следующем занятии.
Если в подготовительной к школе группе дети
неоднократно привлекались к сравнению животных и умеют делать такой анализ,
начать сравнение можно не с выявления признаков различия (как это было
рекомендовано нами вначале), а с установления признаков сходства между ними. |