Программное содержание. Уточнить знания детей о том,
из чего можно вырастить растение. Дать понятие о новом способе выращивания
растений — черенковании. Учить детей приемам правильной посадки черенка,
воспитывать у них желание самим вырастить растение из черенка.
Закрепить понятия: черенок,
черенковать.
Подготовка к занятию. Дежурные сдвигают столы так,
чтобы дети сидели по 6—8 человек. На столы ставят заранее подготовленные
горшочки, внутри которых проведены полоски, песок, землю, черепки, совочки,
палочки, стаканчики с водой, клеенки, тряпочки, черенки растений, на окне —
комнатная тепличка или стеклянные банки.
Ход занятия.
Вначале педагог проводит с детьми беседу:
«Из чего можно вырастить растения? (Из семян, из луковиц.) Из чего еще — что
сажают ваши мамы, когда хотят вырастить растения? (Веточки с листьями.)
Правильно, а называются эти веточки — черенками (закрепить слово). Посмотрите,
черенки каких растений лежат перед вами? (Дети называют.) Какое сейчас время
года? Что происходит с нашими комнатными растениями? (Они начали расти,
поэтому их можно размножить.)»
«Сегодня мы посадим черенки растений,— говорит
воспитатель,— будем за ними ухаживать и вырастим красивые растения для своей
группы и для малышей. Посмотрите, как нужно сажать черенки. (Объясняет и
показывает.) Теперь взгляните: что видно на дне горшочка? Для чего это
отверстие? Чтобы стекала лишняя вода и не высыпались земля и песок, я закрываю
это отверстие черепками, их кладу выпуклой стороной кверху. Затем на дно кладу
песок до первой полоски и слегка уминаю его; от первой до второй полоски кладу
землю и опять слегка уминаю, затем от второй полоски до верха горшка, не доходя
до него на палец, опять насыпаю песок. После этого землю надо немного полить,
подождать, пока вода впитается, в середине (в центре) горшка с землей палочкой
сделать небольшую лунку, посадить в нее черенок до первого листика и легонько
прижать землю вокруг черенка». (Закрепить последовательность выполнения работы:
спросить, с чего надо начинать, что делать далее.)
Таким же образом можно организовать работу и по
рассаживанию растений.
Дети приступают к работе. Воспитатель следит за ее
выполнением. По окончании работы он спрашивает: «Чему вы сегодня научились?
Черенки каких растений вы посадили? Запомните свои черенки: как они выглядят,
сколько на них листочков. Сейчас вы поставите свои черенки в тепличку и будете
за ними ухаживать: опрыскивать их из пульверизатора, снимать стекло с
теплички, проветривать. Поливать их нужно очень немного. Когда на ваших
черенках появятся новые листочки, значит черенки прижились. Уберите свои
рабочие места и отнесите черенки в тепличку; если не все черенки в нее
поместятся, поставьте их на поднос, который стоит на окне, и закройте их
стеклянными банками. Ухаживать за ними надо так же, как за черенками в
тепличке.
После занятия воспитатель организует уход за черенками
и наблюдения за их ростом. После того как черенки приживутся, можно провести
повторное занятие по черенкованию — вырастить растения, которые дети возьмут с
собой в школу. Методика повторного занятия будет иная. Воспитатель не объясняет
ход работы, а спрашивает у ребят, что нужно сделать дальше, почему нужно
сделать именно так. К показу некоторых приемов работы он привлекает детей.
Педагог подчеркивает, что хорошее состояние черенков и взрослых растений будет
зависеть от того, как мы будем за ними ухаживать. |