Цель: уточнить и расширить представление детей о
внешнем виде черепахи (тело сверху и снизу покрыто панцирем, он снизу
плоский, сверху выпуклый, толстый, твёрдый, разделён на отдельные
пластинки; ноги, хвост, голова покрыта жёсткой кожей); сообщить детям о
некоторых повадках черепахи (медленно передвигается, при опасности
голову, лапы прячет в панцирь); учить устанавливать связь между
особенностями внешнего вида и характером передвижения; рассказать об
образе жизни черепахи (живёт на суше, в степи, где много травы, песка,
солнца, питается травой, листьями, плодами, на зиму впадает в спячку);
учить создавать необходимые условия для жизни черепахи в уголке природы
(содержать в террариуме, дно которого засыпано землёй и песком, высажена
трава; домик из черепков, чтобы черепаха могла прятаться; кормить
травой, кусочками фруктов, овощей); учить обследовательским действиям
(обвести панцирь рукой, погладить, чтобы выявить его форму и характер
поверхности, нажать, слегка постучать, чтобы определить твёрдость,
дотронуться палочкой до головы и ног, чтобы показать защитные действия
черепахи); развивать умение анализировать факты, строить простейшие
умозаключения и суждения; воспитывать бережное и заботливое отношение к
черепахе, желание за ней ухаживать.
Предварительная работа: приготовить песок, землю,
дёрн, старый цветочный горшок для устройства убежища, мешочек с песком
(300—500 г), небольшую палочку, корм (траву, кусочки фруктов, овощей),
картину с изображением степи. Детей рассадить полукругом (черепаху
рассматривать на полу).
Ход занятия
Воспитатель показывает животное, просит сказать, как называется,
сообщает, что оно будет жить в уголке природы. Черепаху помещают на пол,
дают возможность 1—2 минуты осмотреть её, воспитатель обращает внимание
на то, чем покрыто тело черепахи (панцирем). Затем берёт черепаху на
руки, обходит сидящих детей, показывает, что панцирь покрывает всё её
тело, из-под него видна голова, ноги. Каждый ребёнок гладит черепаху,
рассматривает узор на панцире, обводит его рукой, слегка нажимая на
панцирь, убеждается, что он твёрдый. Для того, чтобы узнать сколько лет
черепахе, нужно посчитать количество кругов на пластинках панциря:
сколько кругов, столько и лет. Обращает внимание на то, как медленно
передвигается черепаха. Если до головы, лап животного слегка дотронуться
палочкой, можно узнать ещё об одной особенности черепахи она прячет
голову и ноги.
Показывая детям заранее приготовленную картинку с изображением степи,
воспитатель рассказывает об образе жизни черепахи на воле. После этого
выясняет, что нужно делать в уголке природы, чтобы ей хорошо жилось (что
положить на дно террариума, что посадить, чтобы было так, как на воле).
Вместе с детьми устраивает террариум, помещает туда черепаху. Дети
смотрят, какой корм она охотнее ест. В террариум обязательно надо
поставить миску с водой.
К концу осени черепаха становится медлительнее, меньше ест. Террариум в это время нужно поставить в более прохладное место.
В конце занятия воспитатель просит дежурных сообщить, как они будут ухаживать за черепахой.
|