Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие
условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может
складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни
кормятся, другие только наблюдают за остальными). Ежедневные наблюдения
фиксируются в календаре.
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по
размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
В свободное время воспитатель разучивает с детьми стихотворения
Е. Ильина.
Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются
разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж; птичьи следы похожи на
крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?»
(Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить детей замечать особенности передвижения
птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья
и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на
снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это
означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 4. «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в
полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья; хвост, шея и
ноги вытянуты; птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от
воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями — планировать, в этом
случае они теряют высоту и постепенно снижаются; садясь на землю, деревья,
крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с явлением затаивания птиц, с
их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они
летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев,
кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
Цикл наблюдений за птицей в клетке.
Наблюдение 1. «Чем попугаи отличаются от воробьев и
ворон?»
Цель: учить детей целенаправленно рассматривать
попугаев, выделять характерные особенности их внешности, сравнивать с хорошо
знакомыми птицами и находить признаки различия в их строении и поведении.
Наблюдение 2. «Чем попугаи похожи на ворон и
воробьев?»
Цель: учить детей, сравнивая внешний облик и поведение
птиц, находить общие признаки: покрыты перьями, имеют клюв, две ноги, два
крыла, могут летать по воздуху и передвигаться по земле, деревьям.
Наблюдение 3. «В хороших ли условиях живут попугаи?»'
Цель: уточнить с детьми, хорошими ли условиями для
птиц, живущих в неволе, являются просторная клетка, в которой они могут
свободно двигаться, а также возможность летать в помещении, чистый песок на
дне клетки, удобная жердочка, свежая вода, разнообразный корм.
Воспитатель предлагает детям осмотреть клетку — все,
что в ней находится, задает наводящие вопросы типа: какая клетка у наших
попугаев? Могут ли они в ней свободно двигаться? Что на дне? Зачем птицам
песок? Можем ли мы улучшить условия жизни птиц? Как можно улучшить?
Педагог ставит в клетку купалку или блюдце с водой.
Предлагает детям самостоятельно понаблюдать, станут ли птицы купаться, как они
это будут делать, нравится ли им купание.
Наблюдение 4. «Чем мы кормим наших птиц и что они
особенно любят?»
Цель: уточнить с детьми ассортимент кормов, который
предлагается пернатым: зерносмесь, мягкие корма (крошки яиц, творога, каши,
хлеба; тертая морковь), кусочки свежих фруктов, выращенная зелень, свежая вода.
Воспитатель подчеркивает, что попугаи живые, а корм и
вода для них главное условие жизни; птицы просыпаются рано, когда на улице
начинает светать, и не могут оставаться голодными. Предлагает детям
самостоятельно понаблюдать, какой корм попугаям нравится больше — с чего они
начнут, что съедят в первую очередь.
Наблюдение 5. «Сколько чего у попугаев?»
Цель: уточнить с детьми, что у каждого попугая один
клюв и один хвост; два глаза, два уха, два крыла, две ноги, по два пальца
впереди и сзади; много перьев.
Наблюдение 6. «Что делают попугаи клювом и лапами?»
(Задание для самостоятельного наблюдения.)
Цель: развивать в детях наблюдательность — умение
замечать, что каждая часть тела нужна птицам для разных действий: клювом попугаи
клюют корм, укладывают перышки на теле, цепляются за клетку; с помощью лап
птицы сидят на жердочке, ходят, лазают, чешут тело.
Наблюдение 7. «Как попугаи отдыхают и спят?»
(Самостоятельное наблюдение.)
Цель: воспитывать в детях внимательное, бережное
отношение к птицам — обитателям уголка природы; понимание, что они иногда
отдыхают днем и спят ночью, сидя на жердочке и спрятав голову под крыло, и что
им не надо мешать.
Наблюдение организуется в вечернее время при
погашенном свете.
Наблюдение 8. «Как попугаи смотрят и слушают?»
Цель: установить вместе с детьми, что на голове у птиц
есть глаза и уши, объяснить, что с помощью глаз птицы хорошо замечают все
предметы и все, что происходит вблизи и вдали, этому помогает и подвижная шея —
птица легко поворачивает голову в любую сторону, даже назад; рассказать и показать,
что уши расположены по бокам головы под перышками — их не видно, так как у птиц
нет ушных раковин, но птицы хорошо слышат все звуки, шумы; хороший слух и
зрение птицам помогают вовремя замечать опасность, видеть корм, воду;
объяснить, что, оберегая птиц, не следует возле клетки играть в шумные игры,
ставить крупные предметы, игрушки, потому что попугаям может быть страшно, а
улететь и спрятаться они не могут.
В наблюдение воспитатель включает элементы опыта:
звонит колокольчиком с разных сторон клетки, зажигает и гасит фонарик и др. Он
учит детей замечать при этом реакцию птиц (замерли, повернули головы,
отодвинулись и т. п.) и по ней определять их состояние, переживания
(испугались, заинтересовались и т. д.).
Наблюдение 9. «Красивы ли наши попугаи?»
Цель: воспитывать у детей умение замечать красоту птиц
в любых ее проявлениях; побуждать отражать свои впечатления в изобразительной
деятельности.
Рассматривая с детьми попугаев, воспитатель учит их
видеть красоту в особенностях внешнего облика и поведения птицы. Круглая
подвижная головка, глаза-бусинки, ровные ряды перышек, разноцветная окраска,
волнистый рисунок, стройное тело, ловкие движения — все красиво в птицах,
потому что они здоровы, прекрасно себя чувствуют, живут в хороших условиях,
ведь дети старательно ухаживают за пернатыми. Воспитатель предлагает дошкольникам
изобразить красивых попугаев в рисунке, аппликации, лепке — кому как нравится.
Наблюдение 10. «Как птицы относятся друг к другу?»
(Самостоятельное наблюдение.)
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы нежно
относятся друг к другу, не ссорятся. Им можно повесить домик, положить в клетку
материал для гнезда (сухие травинки, тонкие веточки). Вполне возможно, что они
заинтересуются домиком и в дальнейшем сделают в нем гнездо, отложат яички и
выведут птенцов.
Воспитатель организует это наблюдение поэтапно:
сначала просит детей посмотреть на отношение птиц друг к другу, затем вешает
домик и предлагает понаблюдать за реакцией птиц; через некоторое время
выкладывает материал для гнезда и опять предлагает посмотреть за поведением
птиц. |