Цикл наблюдений за елью. Если на участке имеются молодые
и старые ели, то лучше наблюдать за молодым деревом.
Наблюдение 1. «Как узнать ель?»
Цель: рассмотреть ель, назвать характерные особенности
ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.
Наблюдение 2. «Какие у ели иголки?»
Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все
ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки
короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо
и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
Вечером в свободное время воспитатель читает сказку С.
Михалкова «Елочка». Беседует с детьми о том, как они сочувствовали маленькой
елочке, как переживали за нее. Предлагает желающим нарисовать иллюстрации к
сказке. Дети все вместе делают самодельную книжку.
Наблюдение 3. «Сравниваем ель с игрушечной елкой».
Цель: уточнить с детьми отличие натуральной ели от
игрушки (жи- . вая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее
есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные
вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка
маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы); у нее нет
корней, она не растет; с нею можно играть, ее можно украшать игрушками).
Наблюдение 4. «Сколько лет нашей ели?»
Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают
новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые
длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево
растет медленно: маленькая елочка, которой 3—5 лет, намного ниже ребенка такого
же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
Наблюдение 5. «Кто может обидеть ель и как мы можем ей
помочь?»
Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди
могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки,
вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть
в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом,
ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно
помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть
ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Вечером в свободное время воспитатель читает рассказ
В. Бианки о медведе «Приспособился», дает возможность желающим детям
нарисовать к нему иллюстрации для самодельной книги.
Наблюдение 6. «Наша елочка красивая».
Цель: учить детей видеть красоту дерева в разное время
года (стройная, уменьшающаяся вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы,
густо покрытые иголками), наслаждаться ароматом ели.
На прогулках воспитатель вместе с детьми срезает
небольшие ветки с деревьев и кустарников для зимнего гербария растений участка.
В свободное время дети с педагогом изготавливают гербарий.
|