Наблюдение 1. «Наша морская свинка».
Цель: уточнить представления детей об особенностях
внешнего облика морской свинки, учить выделять части тела, называть их признаки
(туловище овальное, голова крупная, четыре короткие ноги, хвоста нет, на голове
уши, глаза, нос, рот, усы), воспитывать чувство симпатии к зверьку, желание
наблюдать за ним, общаться с ним.
Воспитатель, собрав детей, показывает им лист бумаги с
фрагментом изображения морской свинки. Просит догадаться, кого он хочет
нарисовать. Дети отгадывают, а взрослый уточняет: чтобы хорошо и правильно
изобразить зверька, надо его тщательно рассмотреть. Воспитатель помогает детям
определить, как выглядит морская свинка, какие у нее части тела. По ходу
наблюдения воспитатель дорисовывает свинку, а детям предлагает раскрасить
рисунок, предварительно определив, какой окраски шерсть на ее теле.
Наблюдение 2. «Чем свинка питается?»
Цель: уточнить представления детей о разнообразии
корма, который следует давать зверьку, о том, как он ест твердый корм.
Воспитатель ставит перед морской свинкой (до
наблюдения животное кормить не следует) широкую тарелку с набором разного
корма: моркови, капусты, свеклы, картофеля, мяса, конфеты, овсяной крупы.
Предлагает детям тихо понаблюдать, какой корм зверек выберет первым и как будет
его поедать. Просит прислушиваться к звукам.
Рассказывает детям о свойстве передних зубов морской свинки постоянно расти и
стачиваться о твердый корм, благодаря чему зверек так легко его грызет.
Через 2—3 часа воспитатель с детьми осматривает
тарелку и обнаруживает, что на ней остались мясо и конфета. Взрослый поясняет:
свинка — растительноядное животное и мясо она не ест. Конфеты морские свинки
тоже не едят.
Наблюдение 3. «Угощаем свинку зеленью и ветками.
Цель: дать детям представления о том, что любить
животное означает заботиться о нем, что для морской свинки зелень — это
витаминная подкормка, а ветки с деревьев — один из любимых ею твердых кормов,
который помогает зверьку вовремя стачивать зубы, и тем и другим зверька следует
угощать обязательно, чтобы он был здоров и хорошо себя чувствовал.
Воспитатель с детьми наблюдает, что свинка делает с
зеленью и с ветками. Взрослый поясняет, какое значение имеют эти корма для
животных.
Наблюдение 4. «В каких условиях живет морская свинка?»
Цель: уточнить представления детей о том, что условия
жизни морской свинки — это не только пища, но и помещение, в котором она
находится; помещение должно быть просторным, с домиком — норой, в котором
свинка может прятаться, когда ей будет страшно или захочется отдохнуть; необходимо
также, чтобы дно помещения было покрыто опилками, впитывающими плохие запахи, а
в углу имелась коробочка — туалет.
Воспитатель организует совместный с детьми осмотр
помещения, в котором живет зверек, и практическую деятельность по улучшению
его условий.
Наблюдение 5. «Приручаем морскую свинку».
Цель: учить детей доброжелательно обращаться со
зверьком — называть его по имени, говорить мягким голосом, ласково,
протягивать с руки любимый корм, терпеливо ожидать, когда свинка возьмет его,
тихо вести себя около клетки, неназойливо и безбоязненно поглаживать ее, если
она не убегает; объяснить, что только при доброжелательном общении свинка
станет ручной, не будет бояться людей, станет брать корм с руки, реагировать на
кличку.
Воспитатель в присутствии детей рассказывает и
демонстрирует, как следует обращаться с морской свинкой, как надо терпеливо
ожидать того, чтобы свинка перестала бояться, убегать. Воспитатель делает это
неоднократно, затем предлагает таким же способом пообщаться со зверьком самым
спокойным детям. Каждый раз объясняет, что нельзя около клетки шуметь,
суетиться, прыгать — все это пугает зверька и он не скоро станет ручным.
Наблюдение 6. «Морскую свинку можно брать на руки».
Цель: продолжать учить детей способам общения с
животным; воспитывать бережное отношение к нему, умение не бояться, правильно
обращаться, чувствовать его страх, понимать его состояние.
Воспитатель демонстрирует детям, как он осторожно (под
животик) берет зверька, сажает его на руки, легко прижимает и поглаживает. При
этом объясняет, что, если свинка дрожит, значит, ей очень страшно — ее надо
успокоить: сесть с ней на стул, легонько почесать за ушами, прикрыть глаза,
чтобы она не пугалась новых предметов. Если морская свинка спокойна, с нею
можно ходить по группе. Воспитатель, показав способ общения, дает зверька
ребенку, который может безбоязненно держать его в руках, а сам находится рядом
и помогает.
Такое общение детей с пушистым зверьком продолжается и
в последующие дни. Воспитатель каждому ребенку уделяет внимание — напоминает,
что и как следует делать.
Наблюдение 7. «Выпускаем морскую свинку в группе».
Цель: учить детей наблюдать за поведением морской
свинки в новой обстановке — замечать, где зверек останавливается, что и как
обнюхивает, как бежит вдоль стен, мебели, что пробует грызть; воспитывать бережное
отношение к морской свинке — понимание, что ей тесно в клетке, что для ее
здоровья полезно изредка побегать в просторном помещении; учить замечать страх
и волнение зверька, успокаивать его.
Воспитатель сам выпускает зверька, а ребят просит не
приближаться к морской свинке, а лишь наблюдать за ее действиями, которые он
комментирует.
В последующие дни и недели морскую свинку выпускают в
помещении. К этому привыкают и она, и дети. При этом зверька не оставляют без
надзора. Свинка, перестав пугаться, начинает себя интересно вести, играть, что
вызывает у детей новый интерес к наблюдениям.
|