Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
- Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на
схему.
- Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень,
лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
- Учить схематично изображать дерево, куст.
- Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия
деревьев, кустарников, частей объекта).
- Воспитывать интерес к миру растений.
Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник»,
предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист
бумаги формата А 5, карандаш.
Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель,
сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень,
ствол, ветки, листья, хвоинки).
Предварительная работа: знакомство с понятиями
«дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с
кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание
предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.
Последующая работа: рассматривание предметных картинок
«Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево
(куст)».
«Деревья и кустарники».
Содержание занятия, методические приемы
|
Организация детей и предполагаемые ответы.
|
1. Постановка проблемы.
‑Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только
посмотрите, какой он грустный.
–Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино
что-то шепчет. )
–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что
такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино
разобраться, какое же растение называют деревом, а какое–кустарником.
|
Дети соглашаются помочь Буратино.
|
2. Чтение схем.
–Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете,
какому растению подходит первая схема?
|
Эта схема подходит дереву.
|
–А как вы догадались? |
Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья. |
–Правильно! А какому растению подходит вторая схема? |
Эта схема подходит кустарнику. |
–Почему? |
Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья. |
–По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и
кустарника есть общего, а чем они отличаются.
–Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?
|
У деревьев и кустарников есть корни и листья. |
–Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники? |
У дерева один ствол, а у кустарника много. |
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что
такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
|
|
3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
‑А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе
бывают деревья и кустарники.
|
Дети выполняют движения за воспитателем. |
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов
на группы, опираясь на схемы.
–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о
каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?. .
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?
|
Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.
|
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена? |
Под схему «дерево». |
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?
|
Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.
|
У меня иголки
Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)
|
Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают
под схему дерева или кустарника. |
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где
дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие
подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы
Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и
кустарника)
|
Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что
именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник. |
|