Программное содержание: познакомить детей с весенними
явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают
муравейники, появляются первоцветы); показать, что лес — это «многоэтажный
дом» (сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений
и животных, которые нужны друг другу; учить правильно вести себя в лесу, не
нарушать его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту,
желание сохранять все живое; развивать чувство «дома»: лес — это «дом» для
человека, где он отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы,
ягоды, орехи).
Организация экскурсии
Воспитатель объявляет детям об экскурсии за 2—3 дня,
просит подготовить дома рюкзаки, подходящую обувь, сухие хлебные изделия для
завтрака на природе, пластмассовый стаканчик, старые перчатки для сбора мусора,
игрушечные фотоаппараты. Сам готовит большой термос с чаем, походную аптечку,
полиэтиленовую пленку для того, чтобы расстелить ее на земле. Группу
сопровождают 2—3 взрослых (желательно физрук, эколог, медсестра). Хорошо, если
у кого-то из взрослых будет фотоаппарат для фотографирования природы и детей.
Маршрут в лес должен быть заранее осмотрен взрослыми.
Примерный ход экскурсии
Накануне в разговоре с детьми воспитатель напоминает о
правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно,
чтобы ничего не сломать и никого не раздавить; не оставлять мусора; замечать
красоту, новые, необычные явления природы).
В начале экскурсии воспитатель показывает красоту
весеннего леса, красоту оживающей природы. Просит глубже дышать, вдыхая лесной
аромат. Предлагает ребятам сфотографировать красивые явления, которые они
заметили. Взрослый с фотоаппаратом показывает детям, что он собирается снять,
выражает свои чувства, дает эстетическую оценку окружающему.
Ведя детей к намеченной поляне, воспитатель обращает
их внимание на первоцветы, муравейники, немногочисленные травы. Специально
останавливается около берез, елочек. Предлагает детям придумать и сказать
деревьям ласковые слова, полюбоваться ими.
На поляне организуется завтрак, после которого воспитатель
рассказывает, что лес — это «многоэтажный дом». На каждом его «этаже» свои
жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В
кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живет много
лесного «народа» — зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. Особый «этаж» — под
землей — занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Все это — лесные животные.
Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор.
Люди — гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и
загрязнять их дом. Чистый лес — приятное место для отдыха и прогулок людей.
Далее организуется свободная прогулка детей вблизи
поляны. Воспитатель просит ребят осмотреть окружающую часть леса, понаблюдать
за интересными явлениями, выяснить, есть ли мусор. Напоминает, что мусор можно
сложить в том месте, где уже имеются кострища,— его в дальнейшем сожгут. Мусор
надо собирать палочкой или руками в перчатках. Просит ребят не пропускать
интересные предметы на земле — шишки, коряги, желуди, перья, которые можно
взять с собой для поделок.
В завершение экскурсии воспитатель хвалит ребят,
которые были активны, просит всех попрощаться с лесом — вслух сказать ему
добрые слова. После сбора вещей воспитатель обращает внимание детей на то,
что, уходя из леса, они не оставляют мусора.
|