Игра «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год»
18.11.2010, 19:16
Дидактическиезадачи. Научить слушать содержание описательного
текста и соотносить его со временем года. Закрепить представления о каждом
времени года по его основным признакам, отраженным в тексте. Упражнять детей в
размышлении, применении пояснительной речи, для доказательства правильного
называния времени.
Познакомить
с обобщающим понятием «круглый год», с постоянством смены времен года.
Игровыедействия. Воображаемые
действия путешественников по временам года, умственные и речевые действия
(слушание, обдумывание, выделение признаков времени, доказательство, выводы).
Прикладывание маленьких картинок к большим. Выкладывание кружочков разного
цвета.
Правилаигры. Внимательно
слушать текст, обдумывать ответ (разгадывание загадки-вопроса). Слушать ответ
товарища, не мешать ему. По просьбе руководителя путешествия (воспитателя)
дополнить отгадку, сформулировать вывод и т. д. Прикладывать маленькие картинки
к большим только после подтверждения правильности ответа.
Оборудование. Пейзажные картины (по одной на
каждое время года), восемь маленьких картинок и карточек с текстом о каждом времени
года.
Конвертик
для каждого ребенка, пластмассовые кружочки красного и желтого или других
цветов и планочка из плотной бумаги, на которую после оценки ответа сами
дети кладут те или иные кружочки.
Ходигры
Воспитатель. Начинаем игру. Мы отправляемся в
необыкновенное путешествие — по временам года в круглый год. Руководителем путешествия
буду я. А вы все будете путешественниками. Художники нарисовали картины о
каждом времени года. Нашими ломощниками в путешествии и будут вот эти картины
и карточки (показывает). На каждой маленькой карточке написано о каком-либо
времени года, но время не названо. Вы послушаете, что написано, подумаете и
подберете нужную картинку. А потом надо объяснить, почему вы так думаете. И
если вы объясните правильно, маленькую карточку и картинку можно приложить к
большой картине. А если вы ошибетесь, то положите маленькую карточку вниз.
Вот,
например, я читаю: «Белый снег покрыл крыши домов, деревья и землю. Замерзли
реки. Холодно... А ребята катаются на санках с высокой снежной горы». В какое
это было время года? Как вы думаете? Правильно, зимой. А как можно узнать и
объяснить, что это зимнее время? Послушайте, как нужно объяснить: «Это зимнее
время — зима. Только зимой бывает снег, а в другое время года не бывает. Зимой
холодно. Реки замерзают. А дети катаются со снежной горки на санках».
Чтобы
узнать, о каком времени года я прочитала, и правильно объяснить, нужно
подумать. Путешественники подумают и скажут, по каким признакам они узнали
время года, пояснят, почему они узнали.
За полный
правильный ответ путешественник кладет на полосочку красный кружочек. За
неполный — желтый. В конце игры посчитаем кружочки и узнаем, кто из путешественников
хорошо знает времена года и умеет объяснить свой ответ. А тот, кто получит
желтый, тому еще нужно учиться. А в другой раз и он обязательно получит красный
кружок.
Педагог
читает тексты вразбивку, предупреждает, чтобы дети думали, искали точные
слова, краткие объяснения, старались получить красный кружок.
Игра должна
проводиться весело, иметь характер непринужденного разговора, общения. Это
обеспечивается попутными репликами педагога, иногда использованием шутки.
Очень «свободное» высказывание, отвлечения, воспоминания могут затянуть время
игры, но живое впечатление, воспоминание о нем часто помогает ребенку, подводит
его к логическому суждению. С учетом этого нужно умело, тактично руководить
детьми.
К оценке
ответа педагог привлекает и детей. Тем самым побуждает всех слушать ответ
товарища, иногда помогать ему. При равном участии в ответе нескольких детей
каждый получает разрешение положить на свою планочку желтый кружок. За ответ
полный, доказательный оценку дает педагог, но привлекает внимание всех детей.
«Очень хорошо сказал путешественник Костя, правильно узнал время года и объяснил,
как он узнал, по каким признакам». Лучший ответ становится как бы меркой для
активизации детей.
Секрет такой
дидактической игры в том, что в ней должно сохраняться игровое настроение,
ребята должны чувствовать себя настоящими путешественниками. Правильный
ответ — это не просто ответ, это — находка — открытие путешественника.
Когда около
той или иной большой картины собираются все восемь карточек с текстами и
маленькие картинки, педагог говорит, что путешественники делают остановку.
Остановка называется... (по времени года).
Можно
подобрать все карточки о данном времени года, зачитать их как рассказ: «Что
путешественники узнали..?» Перед отправкой в дальнейшее путешествие следует
спросить нескольких детей, какие месяцы относятся к данному времени года.
(Если дети
не знают, какие месяцы относятся к тому или иному времени года, педагог
называет их сам. Разговор о них будет в другой игре.)
Когда
собираются все карточки около больших картин, воспитатель иногда говорит:
«Путешественники будто бы прошли через все времена года и пришли к круглому
году. Зима, весна, лето, осень — все вместе составляют полный или, как говорят,
круглый год. Время никогда не останавливается, в каждый год за зимою идет
весна, за весною лето, за летом осень. Не бывает, что после лета началась весна
или после зимы — сразу лето. Правда?
Осень
Небо часто
закрывается облаками. Птицы готовятся к отлету. Улетают ласточки, в шумные
стаи собираются скворцы, летят журавли, и слышны их прощальные голоса.
Колхозники
убирают С полей и огородов овощи: красную свеклу, оранжевую сочную морковь,
желтую репу, картофель, лук, арбузы, дыни.
Богаты дары
природы и труда!
В садах
зреют яблоки, груши. Садоводы собирают урожай фруктов, заготавливают их на
зиму. Много фруктов отвозят в магазины в город.
Дети помогают
собирать яблоки, груши и едят сочные груши, сладкие яблоки. Радостное, веселое
время!
Пожелтели и
покраснели листья на деревьях, слетают с веток и покрывают землю разноцветным
ковром.
Красногрудые
снегири прилетят к нам. Онипитаютсяягодамирябины, семенами.
Когда, в
какое время это бывает?
Зайчик
сменил серую шубку на белую. Страшно робкому зайчишке. Всякого шума боится...
Где он ни спрячется, его видно издалека. Ждет не дождется зайка, когда
придет... Какого времени ждет зайчик?
У ежика мало
добычи. Попрятались в землю черви, ящерицы, в кружки свились ужи. Готовит себе
ежик теплое логово иод старым пнем. Скоро заберется туда еж и не будет бегать
по лесу. Будет спать, и будут сниться ему лесные ежиные сны.
Сложили
ребятишки в сумки книжки, тетради, карандаши и ручки и пошли в школу учиться.
Много интересного и полезного узнают дети в школе: про города и про реки, про
'зверей и птиц, про труд людей, про разные чудесные машины. Многое узнают и
научатся дружить друг с другом. Это очень важно.
Зима
Солнце
светит мало, и лучи его уже не согревают землю. Нет-нет да посыплет снежок.
Замерзают лужи, речки, озера. В темном ночном небе рассыпались яркие звезды.
Тихо в лесу и в поле. Медведь залег в теплую берлогу, ежик — в норку из сухих
листьев.
Чистой белой
скатертью покрылась земля. Тяжелыми белыми шапками накрылись и притихли
деревья. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик
гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и нападает на зайцев, голодный волк рыщет
по лесу.
С
наступлением холодного времени люди закрывают окна, начинают отапливать дома,
надевают шубы, пальто с меховыми воротниками, теплые шапки, варежки, перчатки.
Ребятишки
катаются на санках с высокой горки. Играют в снежки. По льду скользят на
коньках. Из снега лепят снеговиков. Мороза они не боятся.
Приходит из
леса красавица елка. На ее ветвях развешивают красивые игрушки, елочные бусы и
зажигают гирлянды электрических лампочек. А Дед Мороз приносит подарки. Когда
это бывает? В какое время года?
В лесу на
кустах и деревьях можно увидеть чудесных, необыкновенных снежных человечков,
зверушек и много-много другого: то башню, то лесную избушку.
Когда, в
какое время года бывают такие диковинки?
Колхозники
ремонтируют машины, готовят удобрения для полей, проверяют семена и отбирают
самые хорошие для сева. В некоторых местах снег возят на поля, чтобы зимой
растениям было тепло, а весной на полях было больше влаги.
А в городе
умные машины помогают человеку. Они убирают снег, чтобы не мешал он машинам,
чтобы транспорт работал хорошо, и люди приезжали, куда им надо, вовремя, и
грузы привозили в срок. В какое время с проезжей части дороги убирают снег?
Весна
Все ярче и
ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели
белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнезда.
С крыш
свесились хрустальные сосульки, и началась капель. Воробьи весело чирикают,
купаются в лужицах.
Зазвенели
ручьи. Набухли на деревьях смолистые пахучие почки. Увидели ребята первых
скворцов. Весело-весело закричали: «Скворцы, скворцы прилетели!»
Еще в лесу
под деревьями снег. А у зайчихи родились маленькие зайчата. Ласково пригревает
солнышко. Обрадовались теплу и высунулись длинноухие зайчата. Ждут мать
зайчиху.
На
освещенную солнцем поляну вывела и медведица своих маленьких медвежат. Тепло им
было в берлоге. А теперь пусть привыкают к лесу, свету.
Расцветают
первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха, купавница, белая перелеска. Душистыми
белыми цветами зацвела черемуха. Пчелки вьются над деревом — собирают нектар.
Отцветет черемуха, ветер понесет лепестки ее цветов, и закружатся они белыми
снежинками.
Флагами
украшены улицы. Всюду — цветы, звучит музыка, слышатся песни. По стране
отмечается веселый праздник труда и дружбы.
Какой
праздник, в какое время года?
В колхозах
трактористы вспахали огромные поля. Начался сев. Машина сеялка разбрасывает
золотые зерна пшеницы. Радуются колхозники — ждут хорошего урожая. А в
огородах сажают картофель, сеют свеклу, репу, морковь. Всюду идет жаркая
работа!
Лето
Зеленою
листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Громко поют
птицы. Резвятся веселые белочки. Много лесных тайн, сказочных чудес в эту пору
в лесу.
Луг как
разноцветный ковер. Растут на лугу белые ромашки с золотисто-коричневой серединкой,
цветет розово-красный клевер; лютики блестят, точно золотые; колокольчики
качают головками. Летают бабочки над лугом. А высоко в небе ноют жаворонки.
Раздаются
крики и смех ребят. Кто-то купается в речке, кто-то уже набрал корзиночку
спелой земляники. Собирают ребята и первые грибы. А девочка несет букетик цветов
для мамы.