Конспект занятия для детей старшей группы "Весна. Изменения в природе"
18.04.2012, 13:07
Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. 2. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 4. Активизировать словарь по теме «Весна».
Предварительная работа: разучивание стихотворения «К нам весна шагает» И. Токмаковой, наблюдения на прогулках, рассматривание картин и иллюстраций о весне.
Оборудование: • телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Времена года», • «портреты» весенних месяцев; • картинки: цветы – мать-и-мачеха, одуванчик, сон-трава, первоцвет, фиалка; животные – медведь, лиса, заяц, волк, белка; птицы – скворец, кукушка, аист, ласточка, грач, журавль; • игрушки-насекомые: жук, муха, кузнечик, пчела, муравей, бабочка; • конверт с карточками на каждого ребенка с изображением силуэта бабочки для раскрашивания, цветные карандаши.
Методические приемы: вопросы, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры, чтение стихов, сюрпризный момент, изобразительная деятельность
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей животных и птиц.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям посмотреть отрывок из видеофильма «Времена года» (о весне). Затем один из детей читает стихотворение-загадку: Светает рано по утрам, Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь со снежной встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает?
- Как вы догадались, что это весна? О каких приметах говорится в стихотворении? Какие приметы весны вы заметили в отрывке видеофильма? А какое время года сейчас? Почему вы так думаете? - Наступила весна. Давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после? - Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц? - Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете? (Дети подходят к столу, берут по очереди картинки, на которых изображены разные периоды весны, называют их и объясняют, почему они так думают). - В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней). Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их. - Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок». (На столе лежат картинки разных весенних цветов изображением вниз. Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Составляют о нем 2-3 предложения). (Объяснить детям названия цветов – первоцвет, мать-и-мачеха). Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
Физкультминутка: Наши первые цветы распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши первые цветы закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. (Выполняют движения согласно тексту.)
- Но не только цветы появляются весной. Посмотрите, кто это? (Вос-ль открывает салфетку – под ней насекомые (игрушки)). Детям задаются вопросы: • Каких насекомых мы уже видели на улице? • Какие скоро появятся? • Кто из насекомых приносит вред? • А какие насекомые приносят пользу? (Дети рассматривают насекомых и рассказывают о них).
Сюрпризный момент: появляется воспитатель в костюме «Весны», приносит подарки (карточки с изображением силуэта бабочки, который нужно раскрасить). Дети раскрашивают изображения бабочек, благодарят Весну. После того как дети раскрасят бабочек, кто-нибудь из детей рассказывает для Весны стихотворение «К нам весна шагает»:
К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Верно, очень теплые Ноги у весны. И. Токмакова
Весна благодарит детей и прощается с ними. Итог: когда мы пойдем на прогулку, то постараемся найти все приметы весны на участке.