Программное содержание. Уточнить и расширить знания
детей о птицах, живущих в уголке природы. Познакомить с новым жильцом уголка —
волнистым попугайчиком. Показать своеобразие его внешнего вида и повадок: у
него загнутый клюв с восковицей, длинный свисающий хвост, на ногах два пальца
направлены вперед, один — назад, окраска пестрая, рисунок в виде волн;
попугайчик летает и лазает. Учить детей сравнивать попугайчика с другими
птицами, отмечая различия и сходства. Уточнить знания детей о повадках птиц.
Продолжать воспитывать бережное отношение к ним и желание заботиться о хорошем
их состоянии. Разнообразить работу дежурных по уходу за птицами, живущими в
уголке природы.
Подготовка к занятию. Дежурные расставляют стулья в
кружок; в середине ставят столик; готовят корм, помещая его в банки, коробочку
с проросшим овсом, тертую морковь; кладут также терку и мисочку.
Ход занятия.
Воспитатель ставит клетку с птичкой на
стол. Обращаясь к детям, говорит: «Птичка находится у нас недавно, и вы,
наверное, еще не успели ее рассмотреть. Рассмотрите ее как следует, потому что
на следующем занятии вы будете ее рисовать. Внимательно посмотрите на птичку и
скажите: какая у попугайчика головка, какие глаза, клюв (по форме, размеру,
цвету), что находится над клювом? У всех ли птиц такие же клювы, как у нашего
попугая? (У всех разные.) Чем покрыто тело птицы? Везде ли перья одинаковые по
размеру? (На крыльях и хвосте перья больше, чем на спине и животе.) Как перья
направлены? (От головы к хвосту.) Какой окраски перья? Вы будете рисовать
птичку, какие карандаши вам понадобятся? (Желтый, зеленый, коричневый и др.)
Какой рисунок образуют перышки на затылке и спине, почему попугайчик называется
волнистым? Какого размера у птицы ножки? Как она держит пальцы? Как попугай
ведет себя в клетке? (Понаблюдать за его повадками: он лазает, летает, ходит
по полу клетки, перелетает с жердочки на жердочку, чистит клюв и т. д.)
Сравните его с другими птицами.
Сейчас попугай не щебечет, но после занятия
послушайте, какие он издает звуки. Давайте покормим попугая. (Дети наблюдают,
как попугай ест яблоко.) Он клюет так же, как птицы у кормушки на улице? Что
попугай любит есть? (Фрукты, овощи, зелень и др.) Как надо давать попугаю
яблоко? Как ухаживать за птичкой? (Чистить клетку, мыть поилку и кормушку,
наливать воду из леечки.) Галя, покажи, сколько корма нужно насыпать птичке?
(Чайную ложку.)» И т. д.
Проводя подобное занятие, воспитатель опирается на уже
имеющиеся у детей некоторые знания о птицах и навыки ухода за ними, полученные
в предыдущих группах. Он продолжает знакомить ребят с птичкой, расширяя и
дополняя их знания.
В ходе занятия педагог использует прием сравнения:
предлагает детям вспомнить и назвать, у каких животных похожи глаза, мордочки,
кто еще грызет, прыгает. Проводятся также сравнительные наблюдения, которые являются
одним из видов повторных наблюдений. В старшей группе дети могут сравнивать
однородные объекты, не резко отличающиеся друг от друга, обладающие признаками
различия и сходства: двух птиц, одинаковых по размеру, отличающихся друг от
друга окраской, двух кроликов и т.д. Процесс сравнения объектов дает
возможность развивать логическое мышление: дети выделяют признаки, присущие
каждому животному и отличающие животных друг от друга, а также признаки,
объединяющие их; например, дети учатся устанавливать, чем похожи две рыбы, две
птицы. Начинать сравнение следует с того, что детям легче выделить,— с
внешнего вида животных, затем сравнивать их повадки или другие жизненные
проявления, и с описания признаков различия, поскольку дети легче их выделяют.
При этом одно из животных должно быть хорошо знакомо детям, другое — новым для
них. Если в младшей и средней группах несколько раз рассматривали золотую
рыбку, некоторых птиц, можно не проводить специальных занятий по наблюдению за
ними, а организовать сравнительные наблюдения.
Воспитатель может по-разному поставить перед детьми
задачу: «Сравните двух птичек и скажите, чем они не похожи и чем похожи»;
«Похожа эта новая птичка на тех, которых вы уже видели?»; «Какой кролик вам
больше нравится?» Сравнение объектов тоже должно проходить по плану, которого
придерживается воспитатель и к которому он приучает детей. Во время
сравнительного наблюдения животные должны находиться перед детьми. |