Программное содержание. Дать сведения о новой для
детей рыбке — комете (подчеркнуть, что она красная с белыми пятнами, красиво
блестит). Укреплять интерес к рыбке, наблюдению и уходу за ней. Уточнить и
дополнить знания детей об уходе за рыбками (кормить сухим кормом и червячками,
вылавливать из аквариума только сачком, в аквариум доливать чистую воду).
Ввести в словарь детей слова чешуя, прозрачная вода.
Подготовка к занятию. Приготовить таз с водой, сачок,
кормушку-мотыльницу, живой корм. Рыбку поместить в банку с водой.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом. Воспитатель, обращаясь к детям,
говорит: «Кто живет у нас в аквариуме? (Золотая рыбка.) А сегодня я принесла
другую рыбку, посмотрите на нее (достает банку с рыбкой и показывает каждому
ребенку). Чтобы мы могли лучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой,
который поставлю перед вами (дети рассматривают плавающую рыбку). Рыбка эта
называется комета. Рассмотрите рыбку. Какого цвета у нее глаза? Какой они
величины? Как они расположены: рыбка смотрит прямо перед собой или иначе? Да,
глаза у нее находятся по бокам головы. А что еще есть у рыбки? Какой величины
рот? Какой формы тело у рыбки? (Овальное.) Чем покрыто ее тело? Чешуей
(закрепить это слово). Какого цвета чешуя у рыбки? Правильно, она красная с
белыми пятнами, красиво блестит. У кометы чешуя такого же цвета, как у нашей
золотой рыбки? Правильно, у золотой рыбки чешуя такого же цвета, но вся
красная, без пятен. А что находится на спине и животе рыбки? Да, это плавники,
что рыбка ими делает? (Двигает, когда плавает.) Что у рыбки на хвосте?
Правильно, на хвосте у рыбки тоже плавник, но длиннее, чем у золотой рыбки. Что
рыбка делает хвостом? (Двигает, изгибает его, он тоже помогает ей плавать.) Как
плавает рыбка? (Быстро, все время шевелит хвостом и плавничками) Где живут у
нас рыбки? В аквариуме. (Можно не добиваться от детей произнесения этого слова,
они должны его слышать.) Что есть в нашем аквариуме? Какая вода в нем? Посмотрите,
она чистая, прозрачная (закрепить слово). Что еще есть в аквариуме? (Зеленая
травка, песок, камешки.) Как мы ухаживаем за рыбками? (Кормим их, доливаем в
аквариум чистой воды, протираем стекло.) Мы хорошо ухаживаем за своей рыбкой,
поэтому она такая веселая, быстро плавает. Давайте мы к нашей золотой рыбке в
аквариум пустим комету. Чем мы ее поймаем из таза? Можно ловить рыбку рукой?
Нет, нельзя, ее можно . повредить и она заболеет. Поймать комету сачком.
Сережа, возьми сачок и поймай рыбку в тазу (ребенок с помощью воспитателя ловит
рыбку). Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла;
аквариум у нас большой, ей будет свободно плавать. Теперь давайте покормим
рыбок. Их можно кормить не только кормом из баночки, но и червячками —
посмотрите (показывает). Я помещу в аквариум другую кормушку. Петя ложечкой
положит в нее немного червячков (дети наблюдают за тем, как рыбки едят)».
При проведении занятий по наблюдению за животными
воспитатель использует те же приемы, что и в младшей группе, но все же
учитывает то, что у детей есть некоторые знания о животных, живущих в уголке
природы, и умения по уходу за ними; дети свободнее ведут себя на занятиях,
могут более подробно рассказывать. Воспитатель добивается от ребят большой
самостоятельности в описании животных, обращая более пристальное внимание на их
повадки, на то, как надо за ними ухаживать. Речь воспитателя также несколько
меняется, меняются приемы — меньше подсказывающих вопросов, так как дети уже
умеют выражать свои впечатления.
Для закрепления и расширения знаний проводятся занятия
по наблюдению за животными, которых дети в младшей группе уже рассматривали. |