На участке детского сада проводятся наблюдения за
мать-и-мачехой.
Наблюдение 1. «Кто прилетает и садится на цветы?»
Цель: продолжать развивать у детей наблюдательность —
умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом
кустике, что на них садятся насекомые.
Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние
цветы нужны насекомым — мухам, пчелам, шмелям и др.— они пьют сок цветов,
кормятся на цветах.
Наблюдение 2. «Что бывает после цветов?»
Цель: показать, что живое растение растет и меняется,
после цветов появляются семена; семена маленькие, снабжены пушком, тонкими
светлыми волосками, которые помогают семенам летать, на одном цветке образуется
много семян.
Воспитатель с детьми находят растения мать-и-мачехи,
которые уже образовали семена, рассматривают их, наблюдают, как семена летают.
Наблюдение 3. «Какие листья у мать-и-мачехи?»
Цель: развивать у детей наблюдательность, умение
замечать особенности листьев мать-и-мачехи: широкие, округлой формы, сверху
темно-зеленые, гладкие, холодные, снизу светло-зеленые, покрытые пушком,
теплые на ощупь; объяснить, что название растения произошло от свойств листьев:
«мать» — теплая сторона, «мачеха» — холодная сторона.
В процессе наблюдения воспитатель обращает внимание
детей на то, что листья у мать-и-мачехи появляются после цветов. Все лето они
растут, становятся очень большими.
Наблюдение 4. «Мать-и-мачеха — что это за цветы?»
Цель: учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху,
радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности:
невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную
корзинку, листьев нет.
Воспитатель с детьми ходят по территории участка,
отыскивают цветы и рассматривают их.
Наблюдение 5. «В каких местах растет мать-и-мачеха?»
Цель: обратить внимание детей на то, что весенние
цветы появляются прежде всего на солнечных местах, на которых снег от
солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась.
Гуляя с детьми по участку, воспитатель обращает их
внимание на теневые и солнечные места, спрашивает, почему цветов нет в тени,
почему там еще лежит снег, какие места для мать-и-мачехи лучше — теневые или
солнечные. Вместе с детьми делает вывод о значении условий для жизни цветущих
растений в природе.
Во время прогулок воспитатель организует последнее
наблюдение за мать-и-мачехой.
Наблюдение 6. «Собираем листья мать-и-мачехи».
Цель: познакомить детей с тем, что листья этого
растения являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать в тени,
хранить в пакетах, сухие листья заваривают, как чай, и пьют, настой
мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить детям и взрослым.
Воспитатель организует поиск и сбор детьми листьев
мать-и-мачехи, во время которого рассказывает об их лекарственном значении.
Вместе с детьми находит место, где листья могут сохнуть, раскладывает их, в
дальнейшем следит за их высыханием. (В лечебных целях листья можно собирать
только в экологически чистых районах.)
Во время прогулок воспитатель выясняет у детей, кто
ходил в лес, что там видел, чем занимался, какие яркие впечатления остались.
|