Начинается новый цикл — наблюдения за попугаем в
уголке природы.
Наблюдение .
«Сколько крыльев у птиц и как они летают?»
Цель: уточнить представления детей о двух способах
передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об
особенностях крыльев (раскрываются — и тогда хорошо видны, складываются и
прижимаются к телу — в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при
помощи раскрытых крыльев — они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у
человека нет крыльев, он не может летать).
Воспитатель организует наблюдение в тот момент, когда
в небе появляются летящие птицы. Предлагает детям изобразить полет птиц.
Обсуждает с ними, как выглядит птица в полете и на земле, почему птицы летают,
а человек нет.
В свободное время воспитатель читает для тех, кто
захочет, рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
После чтения разговаривает с детьми о воронах: как они ходят, как летают, как
каркают. Просит каждого ребенка покаркать — выясняет, кому следует так же, как
Жене, учиться говорить «р».
Начинается цикл наблюдений за попугаем, живущим в
уголке природы (если в группе живет другая птица, воспитатель по аналогии сам
составляет цикл наблюдений).
Наблюдение
1. «Чем попугай отличается от воробьев?»
Цель: уточнить представления детей о характерных
особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела, учить приемам
сравнения.
Воспитатель предлагает всем, кто захочет, рассмотреть
попугая и сказать, какой он, что у него есть (голова, хвост, ноги, глаза,
клюв). Затем просит вспомнить воробьев, прилетающих на кормушку, сказать, какие
они, чем отличаются от попугая. Если дошкольники затрудняются с ответом, воспитатель
показывает цветную картинку с изображением воробьев, предлагает посмотреть на
нее и на попугая и сказать, чем птицы непохожи друг на друга.
В заключение воспитатель сам подводит итог: «Эти птицы
не только различаются, но они и похожи друг на друга. И у воробьев, и у попугая
одна голова, один хвост, две лапки, два крыла. Что еще у них одинаково? Конечно,
и воробьи и попугаи — птицы, поэтому похожи друг на друга».
Наблюдение
2. «Что и как ест попугай?»
Цель: уточнить представления детей об особенностях
строения клюва попугая (толстый, загнутый) и о том, как он клюет корм,
показать, что попугаю нужен разнообразный корм, чтобы он не болел, хорошо себя
чувствовал.
Воспитатель сначала предлагает детям посмотреть на
клюв попугая и сказать, какой он. Затем показывает блюдце, на котором заранее
разложены небольшими порциями крошки яйца, творога, какой-либо каши, тертая
морковь, кусочек белого размоченного хлеба, кусочки капусты или яблока. Дети
рассматривают и называют корм, а воспитатель уточняет: «Попугаю нужно давать не
только зерносмесь, но и самые разные корма, чтобы он хорошо себя чувствовал, не
болел. Мы ведь все его любим, поэтому будем заботиться о нем. Я поставлю блюдце
в клетку, отдельно помещу зерносмесь, посмотрите, какая она. Совсем непохожа
на рыбий корм. А вы понаблюдайте, что попугай будет делать, с чего начнет, как
он будет клевать».
Воспитатель ставит корм, вместе с детьми наблюдает за
происходящим в клетке, тихо комментируя поведение птиц. Перед обедом следует
снова подойти к клетке и посмотреть, что осталось на блюдце; что попугай съел
полностью — что ему особенно понравилось, а что оставил. (В этот день попугая
не следует кормить до начала наблюдения.)
Наблюдение
4. «Как попугай ест зелень?»
Цель: продолжать воспитывать у детей любовь к попугаю,
желание видеть его всегда здоровым, дать представление о том, что в зимнее
время животным, так же как и людям, не хватает витаминов, поэтому они могут
болеть, зелень овса — это витаминный корм, который будет очень полезен птице.
Воспитатель ставит коробочку с зеленью овса в клетку,
дети наблюдают за поведением птицы, комментируют его. Воспитатель
рассказывает, что зимой всем не хватает витаминов и попугаю тоже. От этого
организм становится слабым, возникают болезни. Чтобы попугай не заболел, надо
обязательно угощать птицу зеленью, специально выращивая ее в коробочках.
В свободное время воспитатель продолжает чтение произведений
Е. Чарушина: читает повторно рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву
«р» или рассказ «Яшка».
Наблюдение
5. «Какие у попугая ноги?»
Цель: уточнить представления детей об особенностях
строения ног попугая (две ноги, короткие, голые: не покрыты перьями, на каждой
ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, два пальца направлены вперед, два —
назад, с помощью ног попугай ходит по дну клетки, по жердочке, лазает по сетке
(прутьям), лазать с такими пальцами и когтями очень удобно — они легко
цепляются за все, ногами попугай чешет тело, иногда удерживает пищу).
Рассматривая с детьми обитателя клетки, воспитатель
предлагает им посмотреть на свои руки, посчитать пальцы, которые направлены все
в одну сторону, кроме одного. Просит детей самостоятельно понаблюдать за
действиями птицы и выяснить, зачем ей ноги, что она ими делает.
Наблюдение
6. «Как попугай купается?»
Цель: показать детям купание птицы в воде, своеобразие
этой процедуры (птица залезает в воду ногами, приседает, хлопает крыльями по
воде, встряхивается, после купания укладывает клювом перышки, чтобы они красиво
и ровно лежали, купание полезно для птицы — она становится красивой и
здоровой); воспитывать интерес к наблюдениям.
Воспитатель показывает детям, как он ставит блюдце с
водой в клетку попугая. Просит их тихо понаблюдать за тем, что будет делать
птица. Если попугай начнет купаться, воспитатель шепотом комментирует его
действия. Если купание не состоится, он рассказывает о том, как купаются другие
птицы (канарейка в клетке, воробьи на улице).
Наблюдение 7. «Какие у попугая перышки?»
Цель: уточнить представления детей о том, что тело
попугая покрыто перьями разной длины (длинные перья на хвосте и крыльях,
короткие — на голове и груди), перья разные по окраске и рисунку, оперение у попугая
очень красивое, птицей можно любоваться, перышки легкие.
К этому наблюдению воспитатель заранее собирает перья,
выпавшие у попугая, чтобы их использовать как раздаточный материал. Наблюдение
начинается с того, что воспитатель предлагает детям полюбоваться птицей.
Подчеркивает, что красоту создает ее оперение. Затем все рассматривают попугая
и устанавливают, что перья разные. В конце набл-юдения воспитатель раздает
детям по перышку. Они рассматривают перо, «взвешивают» на руке (очень легкое).
Воспитатель объясняет, почему необходимо, чтобы перья у птиц были легкими.
Наблюдение 8. «Что видит попугай?»
Цель: уточнить представления детей о том, что с
помощью глаз попугай хорошо видит все окружающие предметы в клетке и за ее
пределами, новых, незнакомых, крупных предметов он может пугаться, к попугаю
надо относиться бережно: не бегать рядом с клеткой, не размахивать руками, не
ставить возле клетки крупные игрушки.
Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько глаз у
попугая, посмотреть, где они расположены (по бокам головы, что дает широкий
обзор), какой они формы. Затем просит высказаться, что, по их мнению, птица
видит в клетке и за ее пределами. Рассказывает, что попугай очень наблюдателен,
видит все, что происходит в комнате: кто что делает, какие предметы берут и
кладут, какие новые люди приходят. Затем предлагает провести опыт: один ребенок
отходит от клетки подальше и светит фонариком (в солнечный день с помощью
зеркала можно сделать бегающего «зайчика»). Дети тихо и внимательно наблюдают
за попугаем (а не за фонариком) — заметит ли он фонарик.
В конце наблюдения делается вывод о том, как надо себя
вести возле клетки, чтобы отношение к попугаю было бережным.
Наблюдение 9. «Слышит ли попугай?»
Цель: дать детям представления о том, что попугай
хорошо слышит, потому что у него есть уши, но их не видно — они на голове под
перьями, попугай не только слышит слова, но и может повторять некоторые из них;
громких неожиданных звуков птица может испугаться; к попугаю надо относиться
бережно — не кричать возле клетки.
Воспитатель, рассматривая с детьми попугая,
спрашивает, есть ли у него уши. После отрицательных ответов предлагает
проверить, слышит ли птица. В полной тишине кто-то из ребят звонит в
колокольчик (играет на металлофоне, бубне), остальные наблюдают за птицей.
Обнаруживается, что попугай поворачивает голову на звук, прислушивается.
Воспитатель рассказывает, где у попугая уши, почему их не видно. Объясняет, что
он может пугаться резких звуков и к нему надо бережно относиться. Затем сообщает,
что попугай слышит человеческую речь и может повторять те слова, которые часто
и одинаково произносят. Предлагает сообща поучить попугая здороваться.
Рассказывает и показывает, как надо учить попугая: накрыть клетку, чтобы он не
отвлекался, затем четко, громко, всегда одинаково произносить: «Доброе утро,
Гоша!», повторяя эту фразу 4—5 раз. Договаривается с ребятами, что каждое утро
станет накрывать клетку, а они будут наговаривать приветствие. Объясняет, что
когда попугай усвоит эти слова, то будет повторять их.
В последующие дни и недели воспитатель и дети общаются
с попугаем, пытаются научить его говорить. Когда птица научится произносить
приветствие, воспитатель может начать подкармливать ее с руки любимым кормом,
демонстрируя детям добрые взаимоотношения с пернатым другом, новую форму
общения с ним.
|