Цель: познакомить детей с водоемом и его обитателями —
утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в
воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды;
воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы (весенний пейзаж,
разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами
поведения возле водоема (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить,
близко подходить к воде).
Перед началом прогулки воспитатель объявляет, куда
пойдут дети, что могут увидеть интересного, как следует себя вести. Предлагает
взять с собой бинокли, фотоаппараты.
Во время
прогулки воспитатель
обращает внимание на
следующее:
— знакомые детям травянистые и цветущие растения, которые
встречаются по дороге к пруду и на берегу, сочная трава возле воды;
— красота водно-прибрежного пейзажа (свешивающиеся
ветви ивы, отражающиеся в воде кустарники, гладкая поверхность воды и др.);
— плавающие и ныряющие утки, легкость их передвижения,
красивое оперение, кряканье;
— плавающие в воде рыбы, лягушки, насекомые;
— летающие над водой и берегом комары и стрекозы, их
красота, стремительность полета.
Воспитатель учит детей всматриваться в даль,
принюхиваться к запахам трав и воды, тихо стоять на берегу, любоваться
красотой природы, выражать свои переживания словами. Выбрав соответствующий
момент, читает стихотворение А. Плещеева.
Картины далекого детства Вокруг него темная чаща,
Порой предо мною встают... Где сотни звучат голосов;
И вижу опять я знакомый, И узкая вьется тропинка
Весь в белых кувшинчиках пруд. К нему между цепких кустов...
По ситуации и к месту воспитатель может загадать детям
загадки. Не заботясь о погоде, А в один из теплых дней
В сарафане белом ходит,
Май сережки дарит ей.
(Береза.)
Стоит над водой,
Трясет бородой.
(Камыш.)
Пестрая крякуша
Ходит вразвалочку,
Ловит лягушек.
Вспотыкалочку.
(Утка.)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
( Рыбка.)
Летом в пруду и в болоте
Зеленая квакушка —
Вы ее найдете.
Это, конечно, ... (лягушка).
Если получаются обстоятельные наблюдения за животными,
тогда воспитатель поясняет, как приспособлены утка, лягушка к жизни на берегу
и в воде, какие у них перепонки на лапах, как они передвигаются по суше и в
пруду, чем кормятся.
Уходя с пруда, воспитатель предлагает всем еще раз
полюбоваться водоемом и его окрестностями, чтобы от их красоты остались хорошие
впечатления.
На следующий день в свободное время воспитатель предлагает
детям поговорить про аквариум — сравнить его с прудом и выяснить, чем они
отличаются. Воспитатель помогает детям назвать отличия, а сам говорит об их
сходстве.
|