Цели:
- Продолжать формировать представления детей,
что природа – это наш общий дом.
- Учить детей различать природу и не природу,
называть объекты живой и не живой природы.
- Обобщать знания детей о разных видах птиц
(зимующие, перелетные, водоплавающие), закреплять
умения классифицировать птиц.
- Уточнить представления о роли человека в жизни
зимующих птиц.
- Формировать обобщенное представление о птицах,
как наземно-воздушных животных, которые могут
жить на земле и летать в воздухе.
- Обогащать словарь путем введения слов: корм,
перелетные, зимующие.
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать
им в зимних условиях.
Ход занятия
Воспитатель:
Словно крыша над землею
Голубые небеса
А под крышей голубою
Горы, реки и леса
И поляны, и цветы, и конечно я и ты.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные,
птицы.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
(То, что сделано руками человека)
Воспитатель: Человек часто придумывает такие
вещи, которые похожи на природу.
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка на кита.
Воспитатель: Всю природу можно разделить на
два огромных мира.
Мир живой природы и мир неживой природы.
Воспитатель: Живая природа – это то, что
движется, растет, размножается и умирает. Сегодня
к нам в гости пришел старичок-лесовичок. Его как
раз окружает все то, что называется живой
природой. Он живет в лесу, где весело поют птицы,
стрекочут кузнечики, квакают лягушки.
Здравствуйте ребятки.
Здравствуй, добрый старичок.
Старичок-Лесовичок: Очень холодно и скучно
мне зимой в лесу. Многие птицы улетели в теплые
края, не слышно их птичьих песен, не шумят зеленой
листвой деревья, все спит под снежным ковром
зимы. Вот я и решил сходить в гости к вам,
посмотреть чем вы здесь занимаетесь. Нес к вам на
занятия картинки о природе и все перепутал и
никак не могу понять какие относятся к природе и
какие нет.
Игра "Живая и не живая природа”
Если не природа то почему так думают (потому,
что сделано руками человека стол, стул). Дорогой
старичок-лесовичок Мы хотим показать свой уголок
природы.
Воспитатель: Ребята, что у нас есть в уголке
природы.
Дети: Комнатные растения, рыбки, огород в
котором растет картошка, укроп, чеснок, цветы,
травка для курочки и наш друг "Барбос”. Мы за
всем этим ухаживаем.
Воспитатель: Молодцы ребята, я очень рада за
вас, что вы любите природу и ухаживаете за ней.
Тепло у вас и поэтому вы веселые сидите.
Старичок-лесовичок: А я шел по лесу и видел,
как тяжело птицам зимой. Особенно трудно
находить корм во время снегопадов, в метели и
сильные морозы. В такую погоду птицы голодают и
даже погибают от холода и голода.
Скажите, я что для птиц страшны холод или голод?
Правильно и вы должны помочь пережить зиму
пернатым друзьям.
Старичок-лесовичок: Когда я подошел к вашему
саду я услышал разговор двух птиц. Ребятки,
старичок – лесовичок мне рассказал про эту
историю. Слушайте, почему жаловались птицы друг
другу.
Инсценировка "Разговор на лесной
полянке”. Н. Осинцева
Дидактическая игра "Накормим птиц
любимым кормом”.
Положила я в птичью кормушку ветку сушеной
рябины. Прилетели маленькие серенькие птички,
которых мы видели часто зимой в городе. Хлеб
склевали, а рябину не трогают.
Смотрю сели на кормушку другие птички. Грудка у
них красная, а хвост, края крыльев и голова темно
– синие. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы? (снегири).
А за тем прилетели птички с желтыми грудками.
Они очень любят лакомится салом (синички). А к
концу недели прилетели большие птицы (голуби,
сороки, вороны).
Стихотворение: "Накормите птиц зимой”.
Ну, раз вы так любите птиц и помогаете им зимой,
я вам подарю картинки с птицами. Я проведу с вами
конкурс.
Конкурс "Знаете ли вы птиц”
- Назовите самую маленькую птицу на планете (колибри).
- Какая птица поедает грызунов (сова).
- Какая птица подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка).
- Какие птицы не умеют летать (страус, пингвин).
- Самая тяжелая птица на планете (страус).
- Какую птицу называют лесным петухом (глухарь).
- Домашняя говорящая птица (попугай).
- Какая птица белеет к зиме и спит в снегу (куропатка).
- Какая птица имеет черное оперение (ворон).
Спасибо за подарок. А теперь мы отправляемся на
нашу лесную полянку, у тебя в лесу тихо, а у нас
послушай, как громко и красиво поют птицы (грам.
запись).
Здесь у нас самый настоящий птичий базар. Здесь
собрались и перелетные и зимующие птицы.
Найдите всех зимующих птиц и поместите их вот
сюда, где нарисованы снежинки. Это суровое время
года зима.
А теперь найдите мне всех перелетных птиц и
птиц которые любят селится у водоемов.
Вы мои умники и умницы. А теперь вспомним
пословицы о птицах:.
- Воробей мал да удал.
- О том кукушка и поет, что гнезда у нее нет.
- Синичка воробью сестричка.
- Здоровое дерево дятел не долбит.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправляемся
в нашу лабораторию под названием "Хочу все
знать”. Вы хотите знать ,почему птицы летают,
тогда слушайте.
Все птицы приспособлены к полету, я вам
напоминаю, что воздух очень легкая среда. Воздух
– невидимый, незаметный, не мешает движениям.
1. Может ли человек увидеть воздух?
Мы можем взлететь, как птицы. Пробуем взлетаем.
Мы с вами тяжелые. Тяжелые предметы опираться о
воздух не могут – они падают вниз, а легкие
предметы воздух может удерживать недолго.
Падение двух листов бумаги, один из которых на
глазах детей комкает и превращает в шарик.
Объяснение: Лист легкий и широкий, опираясь
на воздух, поэтому может немного летать. А шарик
тяжелый и он сразу падает вниз.
2. Почему птицы могут летать по воздуху (дать
перья пуховые, маховые).
Вопросы:
- Чем перья отличаются друг от друга.
- Какое из них согревает птичку (называется
пуховое).
- Какое перо помогает летать (называется
маховое).
На примере веера, показать, как раскрываются и
раскладываются крылья, хвост птицы взлетает и
садится.
С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая
птичка становится широкой и большой и поэтому
она может опираться о воздух. Взмахами крыльев
она от него отталкивается.
На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице
и поэтому она их складывает. Ест птица очень мало,
поэтому она легкая. Посмотрите, на улице все еще
зима, а вы хотите услышать весну. Нужно только
захотеть. Закройте глаза, прислушайтесь к
голосам весны (грам.запись птиц).
Наступила весна. Солнышко на небе ясное, теплое,
лучистое. Оно светит всем и всех радует.
Встряхнулись все деревья. Скоро на них набухнут и
лопнут почки. В лесу на пригорках, среди
растаявшего снега, появляются первые весенние
цветочки – подснежники. Птицы весело защебетали.
Мы с вами радуемся и протягиваем свои ладони
вверх и солнышко греет их, согревает свои лучики.
Хорошо, тепло, спокойно.
Посмотрите к нам прилетела птичка. Может мы
ее поймаем, посадим в клетку и она будет радовать
нас своим пением.
Инсценировка стихотворения
"Пойманная птичка”. Ушинская К.
Принесла в подарок корзинку с конфетами
"Ласточка”.
|