Основные
задачи:
уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
уточнить особенности внешнего вида насекомых;
закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в
соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде,
значении для жизни других обитателей
природы;
заложить основы экологического воспитания;
вызвать удовольствие от общения с природой.
Встреча с пчелой Майей
Игровой персонаж: игрушка-пчела.
Оборудование: картинки с изображением насекомых; схемы этапов
развития насекомых; игрушки-насекомые (самоделки, купленные); емкости для временного помещения туда насекомых;
искусственные и натуральные комнатные растения, цветы; картонные фигурки насекомых и других
животных; фигурки
насекомых, подвешенные на нитке.
Сюрпризныймомент
Педагог
обращает внимание детей на то, что группа стала какой-то необычной: на стенах,
столах и т.п. картинки, игры с изображением
насекомых. Спрашивает у детей, что они думают по этому поводу. Делает
предположение, что они попали в страну насекомых.
Обращает внимание на открытку на окне, на которой написана загадка о хозяйке этой страны. Предлагает
детям ее отгадать.
С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу,
гужу И мед вожу.
Педагог предлагает найти пчелу. Спрашивает детей, где она
может быть. Дети
находят пчелу на цветке в «живом уголке».
Пчела знакомится с детьми, говорит, что ее зовут Майя, дети ее знают по мультфильму
«Пчела Майя». Майя
приглашает детей в страну насекомых, в которой они будут путешествовать.
(делятся на две команды)
1-задание Беседа «Что дети знают о
насекомых?»
Цели: уточнить знания детей о насекомых, их
разнообразии, отличительных признаках,
питании, передвижении; развить фразовую
речь; активизировать словарь по теме.
Вопросы:
насекомые — это животные или растения;
чем
насекомые отличаются от других животных (птиц, зверей, рыб...);
3)выбрать и назвать насекомых на картинках;
4)чем питаются насекомые;
(На наглядном
материале должна быть показана разница в размере животных и насекомых.)
Майя оценивает ответы детей, поощряя их небольшими сувенирами. Приглашает в страну насекомых, чтобы еще
больше узнать о ее друзьях. «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день И работать ей не лень. От цветка летит к цветку, Клеит на брюшко пыльцу. Хоботком нектар сосет, За день много соберет. Унесет
нектар тот улей И
назад вернется пулей.
(по методике «Расскажи стихи руками»)
Цель: развить память, моторику, умение ориентироваться в
пространстве, речь, чувство ритма.
Дети руками обрисовывают перед собой круг. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания. Ритмично взмахивают руками-крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу. Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклоняются. «Раскрывают» перед собой все пальцы.
Обрисовывают в воздухе треугольник.
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
Топают ногами.
Ежатся.
Имитируют движения ложкой.
Имитируют накладывание меда в соты.
В сотах утрамбует мед, Скоро ведь зима придет. Будет пчелкам чем питаться. Летом надо им стараться
Встреча с бабочкой Лили
Игровые персонажи: пчела Майя и бабочка Лили, сделанные из бумаги или пленки.
Сюрпризный момент
Майя говорит, что хочет познакомить детей со своей
подругой, но ее подруга куда-то спряталась, и просит позвать ее по имени Лили.
Дети зовут.
Педагог незаметно дергает за леску, бабочка «слетает». Майя спрашивает детей, кто ее
подружка.
2- задание Беседа с детьми
Цели: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.
Бабочка Лили спрашивает, что дети о ней знают. Вопросы:
какие названия бабочек вы знаете ;
чем отличаются бабочки;
где они живут;
3-Задание Игра «Соедини точки и
узнай, во что превратится гусеница» Цель: развить точность движений руки, воображение.
Оборудование: карточка, на которой слева нарисована гусеница,
справа — точечное изображение бабочки.
4- Задание Дидактическое упражнение
«Составь рассказ но этапам развития
бабочки»
Цели: закрепить знания о стадиях развития бабочки;
развить связную
речь.
Оборудование: картинка с изображением гусеницы, куколки, бабочки.
Встреча с муравьем Кузей
Педагог обращает внимание детей на пчелу, которая
спрашивает у них, хотели бы они познакомиться с ее другом. Просит узнать, кто он, по загадке.
Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки,
Приношу
добычу я.
Мы в работе поминутно
От зари и до зари.
Нас в лесу найти нетрудно,
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей,
Я рабочий... .(муравей)
Майя предлагает позвать муравья Кузю. Но он не откликается.
Тогда Майя предлагает найти его домик, загадывает
загадку.
На полянке, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А
жильцов в нем миллион. Поиск муравейника
Цели: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников; активизировать
словарь детей.
Дети вместе с педагогом находят муравейник на столе (сделанный из кучки сосновых и
еловых иголок и палочек).
Педагог
уточняет с детьми, какой формы муравейник, из чего
муравьи его строят.
Цели: закрепить знания о повадках муравья, развить логическое мышление, умение оперировать
суждениями.
В муравейнике Кузю не находят. Педагог спрашивает детей,
что муравьи очень
любят есть (сладкое). Просит сделать предположение о том, где может быть Кузя. Дети находят его в
сахарнице или в
банке с вареньем.
Логоритмнческое упражнение «Друзья
помогли»
(на развитие чувства ритма)
От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к
щекам, ритмично покачивают
головой.
Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгиба-
ют ноги.
Травкой быстро ее обмотал, Ритмично бегут на месте.
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Делают
ритмичную пружинку.
Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза
ла-
Хорошо, что друзья
помогли, данями.
Муравьишку домой
принесли.
Мо-лод-цы! Делают ритмичные хлопки.
Встреча с Комаром Пискуном
Пчела Майя
Загадывает загадку:
Не зверь, не птица, а нос, как спица.
Летит — пищит, сядет — молчит.
Самого не видно — а голос слышно.
Спрашивает у детей, догадались ли они, кто к ним придет в гости из насекомых.
Дидактическое упражнение
Цель: развить фонематический слух, звукопроизношение, умение ориентироваться в
пространстве.
Майя предлагает детям поискать комара Пискуна, походить
по группе и попеть песенку комара «З-з-з». «Комар услышит и прилетит».
Педагог словами направляет детей в разные стороны.
Педагог с Майей находят Пискуна в самой гуще листьев комнатного растения около аквариума.
Спрашивает у детей, почему Пискун спрятался именно здесь (любит тень, водоемы).
5- Задание «Насекомое — комар»
Цели: расширить знания детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде комаров; уточнить
представление об экологическом равновесии;
развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.
Вопросы:
к какому виду живых существ относится комар;
чем комар отличается от других насекомых (пчел, бабочек,
муравьев);
в какое время года появляются комары;
в какой местности их особенно много.
Игрушка-комар
просит детей найти настоящих живых комаров
и показать ему, где они прячутся, рассказать почему.
Подвижная игра «Поймай комара»
Цели: упражнять детей в прыжках; развить точность движений, ловкость
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух, интерес
к насекомым.
Жу-жу-жу — жужжит пчела, — Дети расставляют руки в сто-
Я лечу издалека. роны, ритмично помахивают
руками.
Зу-зу-зу
— комар пищит, Указательные пальцы выстав-
Укусить скорей спешит. ляют вперед, остальные поджи-
мают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф, как паровоз, Ритмично
притопывают нога-
Шмель пыхтит, — пыльцу повез, ми.
Жук
гудит: гу-жу, гу-жу. Делают ритмичные хлопки.
Я
любого разбужу.
Знакомство с лягушкой Жанной
Оформление: оформление
как берег пруда: зеленые водоросли из комнатных растений и бумаги, лилии, коряги, кувшинки. Одна из
кувшинок объемная, в ней находится садок с лягушкой.
Сюрпризный момент
Пчела Майя рассказывает, что потеряла своих друзей-насекомых. Она
говорит, что хотела познакомить детей с божьей коровкой, но никак не может ее
найти. «Может, она кого-нибудь испугалась?» Спрашивает у детей, кого из животных боятся насекомые. Говорит
о том, что к ней в гости собиралась ее подруга — лягушка Жанна, которая пчелами не питается. Предлагает детям ее
поискать.
Игра «Горячо — холодно»
Цель: развить умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети находят акватеррариум с лягушкой.
Устройство акватеррариум с лягушкой
Цель: уточнить условия обитания лягушки в естественных
условиях и неволе.
Оборудование: аквариум, песок, камушки, емкость с водой,
растения, укрытие.
Педагог предлагает послушать рассказ о лягушонке, а потом
рассказать о том, что они узнали, лягушке Жанне. «Пусть порадуется, что мы многое знаем о
жизни лягушек».
Две лягушки-хохотушки Прыгали-скакали.
Разучивание стихотворения
«Лягушки-хохотушки» (по
методике «Расскажи стихи руками»)
Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают. Изображают прыжки на этих
пальцах.
Хлопают ладонью по ноге.
Лапкой — хлоп, другою — хлоп,
Щеки раздували. Показывают
округлость вокруг
щек.
Увидали комара, Делают
щепотку из трех паль-
цев правой руки, изображют траекторию полета комара, прослеживая ее глазами.
Закричали: Ква-ква-ква! Ладони складывают пальцами
от себя, открывают и закрывают, не отрывая запястья.
Улетел комар как ветер. Резко выдвигают руку вперед.
Хорошо пожить на свете! Поглаживают себя ладонью по
груди.
Пчела
Майя вместе с другими насекомыми прощается с детьми, а на прощанье задаёт
вопросы, чтобы проверить их знания о насекомых.
Наблюдение за муравейником или
муравьиной тропой на прогулке
(на
участке детского сада, в парке, сквере)
Цели: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания, взаимоотношениях;
активизировать словарь, фразовую речь; закрепить понятие «насекомые»; сформировать основы экологической культуры.
Опыт: очищенную палочку
обмакивают в сахар, опускают в муравейник и
наблюдают выделение муравьиной кислоты.
Дети
перегораживают муравьиную тропу, наблюдают за действиями муравьев, ограждают муравьиную тропу.
Наблюдение за поведением лягушки
в акватеррариуме и на участке
Цели: уточнить представления детей о внешнем виде, способе передвижения лягушки; развить
наблюдательность, интерес к земноводным, речь.
Педагог говорит, что лягушка погостит у детей несколько дней, а потом ее надо будет
выпустить. «В неволе всем животным плохо, даже если человек ухаживает за ними.
Дикие животные должны жить в природе». Предлагает хорошо рассмотреть лягушку и рассказать о ней,
чтобы ее порадовать. Выпускает лягушку в таз с водой.
|