Задачи: активизация словаря; развитие умения отвечать
на вопросы по содержанию рассказа; согласование существительных с глаголами в
числе в составе простого предложения; развитие зрительного внимания, мелкой
моторики руки.
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц, у
которых не дорисована какая-либо часть тела, пары сюжетных картинок с
изображением домашних птиц, карандаши.
* * *
I. Оргмомент
На наборное полотно выставляются картинки с
изображением домашних птиц, у которых не дорисована какая-либо часть тела.
Дети должны назвать недостающую часть, ответив предложением, например: «У
петуха нет хвоста», «У утки нет клюва» и т.д.
II. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Курица и утята»
Педагог. Захотелось хозяйке развести уток. Купила она
утиных яиц, положила под курицу и ждет, когда у ней утятки выведутся. Сидит
курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдет ненадолго корма поклевать да опять на
гнездо.
Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их
водит, землю разрывает — корма им ищет.
Вышла как-то курица со своим выводком за ограду,
добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим
вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовет —
боится, что они утонут.
А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают
на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.
III. Беседа по содержанию рассказа
Педагог. Кого решила развести хозяйка?
Дети. Уток.
Педагог. Что она купила?
Дети. Утиные яйца.
Педагог. Куда хозяйка положила утиные яйца?
Дети. Под курицу.
Педагог. Зачем она их положила под курицу?
Дети. Чтобы курица вывела утят.
Педагог. Как кормила курица утят?
Дети. Землю разгребала, червячков искала.
Педагог. Что случилось, когда курица с утятами пришли
к пруду?
Дети. Утята стали плавать.
Педагог. Что делала курица, когда плавали утята?
Дети. Бегала по берегу, кричала, утят звала.
Педагог. Чего курица боялась?
Дети. Что утята утонут.
П е д а г о г. Что делали утята?
Дети. Плавали, ныряли, на берег не хотели выходить.
Педагог. Почему курица боялась, что утята утонут?
Дети. Потому что цыплята не умеют плавать.
IV. Составление предложений по сюжетным картинкам
На наборное полотно последовательно помещаются пары
сюжетных картинок с изображением домашних птиц.
С опорой на каждую пару сюжетных картинок составляются
предложения, например: «Утенок плавает — утята плавают. Цыпленок клюет —
цыплята клюют» и т.д.
V. Итог
Детям предлагается дорисовать недостающую часть тела
домашней птицы.