Программное содержание. Закрепить знания детей об
овощах, их названии, форме, размере, цвете, поверхности, вкусе; продолжать
учить ребят описывать овощи, отмечая их существенные признаки. Учить отличать
овощи на ощупь и на вкус. Пополнить словарь детей обобщающим словом овощи и
понятием похожие.
Подготовка к занятию. Приготовить на подносах 2 набора
овощей: морковь, лук, свекла, помидор, огурец; в одном наборе овощи собраны по
одному экземпляру, в другом — парные, большие и маленькие.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. На
столе воспитателя — овощи на подносах и «чудесный мешочек», они закрыты
салфеткой.
Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Что лежит
на моем столе? (Дети перечисляют.) Как можно одним словом назвать то, что
лежит на подносе? Правильно, это овощи. Где выросли эти овощи? Правильно, на
нашем огороде. А кто их вырастил? (Старшие дети.) А вы им помогали? Мы сегодня
рассмотрим эти овощи. Лена, возьми с этого подноса какой хочешь овощ. Что ты
взяла? (Морковку.) Расскажи о морковке: какого она цвета, круглая или нет?
Потрогай ее: какая она? (Так воспитатель помогает ребенку рассказать все, что
он знает о моркови.) Теперь пойдет Толя и возьмет другую морковку с этого же
подноса. Она такая же, как первая? (Нет, она больше.) Значит, морковки похожи,
но одна большая, другая маленькая. Положи их в мешочек. Теперь Миша возьмет еще
две похожих свеклы и расскажет о них. (Воспитатель вызывает еще одного-двоих
детей и просит рассказать о других овощах так же, как это делали предыдущие
ребята.) Давайте поиграем. Кого я вызову, тот скажет, какие овощи хочет достать
из мешочка. (Ребенок достает предмет, называет его; дети проверяют.) Вова
достанет из мешочка похожий овощ, но меньший по величине. (Показывает.)
Воспитатель вызывает двоих-троих ребят; одному из них
предлагает взять с подноса один из овощей и показать другому, а тому — достать
такой же. После этого проводится игра «Угадай на вкус», в ходе которой все дети
определяют на вкус овощи. В заключение воспитатель подводит итог: какие
красивые и вкусные овощи вырастили на своем огороде для всех старшие ребята.
В старших группах при проведении занятий можно
использовать листья овощных растений. Детям дают задание найти «вершки» и
«корешки», загадать загадки об овощах и найти «отгадки» — овощи, лежащие здесь
же на подносе. В ходе занятия воспитатель просит детей вспомнить и рассказать,
как они ухаживали за овощными растениями, и подводит ребят к выводу: вырастили
хороший урожай, потому что все вместе много работали, хорошо ухаживали за
растениями.
|