Программное содержание. Закрепить знания детей об
овощных растениях и их использовании. Уточнить и закрепить знания о листьях
овощных растений, учить узнавать растения по листьям, описывать овощные
растения. Закрепить понятия овощи, овощные растения. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному
труду: чтобы получить хороший урожай овощей, надо много работать.
Подготовка к занятию. За несколько дней до занятия
принести в группу гербарий овощных растений. Рассматривая гербарий вместе с
детьми, учить их узнавать овощи по листьям. Приготовить овощи для
рассматривания: лук, картофель, маленький кочан капусты, морковь, свеклу, репу,
помидор, огурец, болгарский перец (зеленый и красный). Поставить на подставку
гербарий овощных растений. Приготовить на подносах нарезанные овощи для дидактической
игры и для угощения (закрыть их салфеткой).
Ход занятия.
Дети сидят полукругом перед столом воспитателя.
Воспитатель проводит небольшую беседу. «Как называются растения, которые
находятся на подносе? — спрашивает он детей.— Какие овощи росли на нашем
огороде? Как мы за ними ухаживали? Какой урожай собрали? Какой праздник
устроили после сбора урожая? Значит, у нас на огороде мы собрали хороший
урожай, потому что все вместе хорошо работали.
Какое сейчас время года? Что продают в овощных
магазинах и палатках? Осенью колхозники вырастили хороший урожай и привезли
его в город для всех нас. Сегодня мы рассмотрим овощи, расскажем о них и
поиграем».
Воспитатель вызывает ребенка-водящего и предлагает ему
рассказать о каком-либо овоще, не называя его. Описывая овощ, ребенок называет
его форму, величину, цвет, характеризует поверхность. Остальные дети
отгадывают, какой это овощ. Затем водящим становится другой ребенок.
«А теперь поиграем по другому,— говорит воспитатель,—
тот, кого я вызову, выберет лист какого-нибудь овощного растения и покажет
всем, а остальные ищут на подносе этот овощ (вызывает одного-двух детей)».
Далее педагог вызывает еще двух детей, предлагает им
шепотом договориться, о каком овоще они будут рассказывать. Ребята рассказывают
— один о, «корешках», другой — о «вершках». Все остальные называют овощ.
«Сейчас я загадаю загадку,— продолжает воспитатель,— а
вы найдите отгадку на подносе и расскажите, почему в загадке так говорится». Он
вызывает одного-двух детей, которые отгадывают загадку, затем предлагает одним
ребятам загадывать загадки, а другим — отгадывать.
«А теперь угадайте, что это за овощ,— говорит
воспитатель,— он бывает круглой или овальной формы, красного и зеленого цвета,
кожица у него гладкая, блестящая. Он очень полезный, его часто кладут в салаты,
винегреты, борщи (болгарский перец)».
Если останется время, можно предложить детям найти
овощи, которые едят как сырыми, так и вареными; свежими и солеными; овощи, у
которых едят «вершки» и «корешки», и т. д.
В конце занятия проводится игра «Угадай на вкус»,
после чего воспитатель угощает всех детей овощами.
Подобные игры можно проводить и в свободное от занятий
время, с подгруппами детей. Аналогичное занятие целесообразно провести после
срезки и пересадки цветущих растений из цветника; кроме растений, можно
использовать семена цветочных растений, собранные детьми разных групп (начиная
со средней).
Знакомя детей с овощами, фруктами и семенами цветочных
растений, деревьев и кустарников, воспитатель формирует у них знания об осени
как Ъ времени года, когда все растения отцветают, у всех созревают семена; в
огородах и садах собирают урожай.
Поздней осенью (конец октября — ноябрь) с детьми
старшей и подготовительной к школе групп воспитатель проводит занятия по
посадке луковиц для выгонки. В начале занятия педагог показывает иллюстрацию
луковичного растения — тюльпана или нарцисса, спрашивает ребят, как оно
называется, когда цветет. Затем рассматривают луковицы этих растений. Дети
насыпают в горшочки землю, в середине делают лунку, в которую сажают луковицу.
Горшочки с луковицами выносят в подвал или помещают на чердак, где температура
воздуха зимой 4—6°, ставят в шахматном порядке в бочку или ящик и засыпают все
песком так, чтобы его слой был выше верхнего ряда горшков на 10 см.
Ящик с песком, в котором находятся горшки с
луковицами, поливают примерно 1 раз в 2 недели. За 2—3 месяца в таких условиях
луковицы развивают мощную корневую систему, а в середине зимы начинается рост
надземной части. Как только над слоем песка покажутся свернутые в трубочку
листья, горшки с луковицами вынимают из ящика и переносят в более теплое место;
до тех пор, пока над свернутыми листьями не покажется бутон, они должны быть в
темноте (на них можно надеть бумажные колпаки или перевернутые горшки). Теперь
луковицы поливать надо чаще и обильнее, чем прежде. При появлении бутона горшки
с луковицами переносят в самое светлое, желательно более прохладное место.
Вскоре растения зацветают. Как и все луковичные, цветут они недолго, быстро
отцветают. Через некоторое время по окончании цветения постепенно сокращают
поливку, а когда листья засохнут, луковицы вынимают, просушивают и осенью
сажают в грунт (два года подряд они в выгонке цвести не будут, так как выгонка
истощает растения).
Для закрепления знаний детей о сезонных изменениях в
природе в уголках природы всех возрастных групп имеются специальные календари.
Это планшеты или ширмы с прозрачными карманами, в которых помещаются цветные
иллюстрации и рисунки детей. |