Программное содержание: уточнить представления детей о
4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва,
свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о
влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана
с разным строением растений — засухоустойчивые растения запасают влагу в
толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с тонкими,
мягкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто — через день; осенью
все растения, которые не цветут, надо поливать меньше — у них заканчивается
бурный рост, они готовятся к зиме; в хороших условиях комнатные растения хорошо
себя чувствуют, не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые
экземпляры.
Материал: игрушка (какое-либо растение, например елочка),
кузовок (корзиночка) с красными кружочками, обозначающими лесные ягоды.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель сообщает, что, кроме детей и
взрослых, в группе есть еще живые существа — это зеленые обитатели уголка
природы. Они все живые, им нужны хорошие условия, чтобы они не болели, радовали
всех, придавали помещению красоту. Дети и педагог обходят помещение группы,
дети называют растения, которые знают по прошлому году.
Воспитатель ставит на стол два влаголюбивых растения,
например бальзамин и традесканцию. Предлагает сравнить растения: сначала
выяснить, чем они отличаются, затем — чем похожи.
Воспитатель просит детей слушать ответы друг друга,
чтобы не повторяться. Затем подводит итог, делая акцент на сходстве растений,
их принадлежности к группе влаголюбивых.
Перед второй парой растений «неожиданно» появляется игровой
персонаж (лучше игрушка-растение: грибок, елочка или др.; при отсутствии можно
использовать зайчика, ежика). Игровая обучающая ситуация поможет воспитателю
уточнить и закрепить полученные детьми знания, потренировать в применении их к
новым объектам.
Педагог говорит: «Дети, посмотрите, к нам на занятие
пришла елочка. Она сказала, что растет в лесу и все знает про растения. Она
принесла лукошко с лесными ягодами. Всех, кто будет отвечать правильно, она
наградит». Понижает голос до шепота: «Я только сомневаюсь, что елочка может
знать больше вас про комнатные растения. Про лес-то она, конечно, знает, но
наши цветы на окне вряд ли ей знакомы!» В дальнейшем от имени елочки высказываются
намеренно неверные суждения, предположения типа: «Столетник? Я что-то не помню,
где он растет в лесу. Это, наверное, тоже елочка, ведь у него колючки!»; «А
листья этого растения (сциндапсуса) похожи на липу, они скоро пожелтеют и
опадут — сейчас у всех деревьев в лесу листья опадают!»
Поддерживая игровую обучающую ситуацию, воспитатель до
конца занятия ведет диалог не только с детьми, но и с игрушкой, обращаясь
одновременно к детям и к ней.
Аналогично описанному выше проводится сравнение другой
пары растений. Если они принадлежат к разным группам, то, обобщая высказывания
детей, воспитатель делает акцент на этом факте: «Елочка, послушай: дети
правильно сказали, что столетник похож на сциндапсус — оба они зеленые, оба
растения, оба нуждаются в воде, земле, свете, тепле. Но они и очень отличаются
друг от друга, по-разному выглядят: сциндапсус имеет свисающие стебли, это
ампельное растение, алоэ (столетник) имеет прямостоячий стебель. Но главное
отличие в том, что их надо по-разному поливать. Сциндапсус имеет тонкие, мягкие
листья, ему требуется много воды — это влаголюбивое растение. Столетник имеет
толстые, сочные стебли, в них большой запас влаги, а вместо листьев иголочки.
Это — засухоустойчивое растение, которое обходится небольшим количеством воды.
Поливать его надо немного и редко. А тебе, елочка, я скажу вот что: таких
растений в лесу нет. Эти растения любят тепло и могут жить только в комнате, а
вот в лесу зимой они погибнут. Да и ребята могут подтвердить, что никогда не
встречали в лесу алоэ и сциндапсус».
Внося новое растение, воспитатель сообщает его
название, просит детей описать его внешний вид, определить, к какой группе оно
относится — влаголюбивых или засухоустойчивых. В заключение 2—3 ребенка
поливают растения, предварительно рассказав, как это надо делать — обильно или
мало. Все дети и елочка следят за их действиями и вносят поправки. Воспитатель
не забывает от имени елочки награждать ягодами детей, которые отвечают правильно.
2-я часть. Экскурсия в помещение, где имеются разные
растения (комната природы, холл, коридор и др.). Все вместе осматривают
растения, воспитатель помогает детям узнавать знакомые виды, определять, к
какой группе — влаголюбивых или засухоустойчивых — они относятся, как их
следует поливать. Елочка, которую дети взяли с собой, ошибается больше, чем
они.
После возвращения в группу воспитатель предлагает
посчитать ягоды. Первым становится тот, у кого их больше всех, за ним
выстраиваются остальные в порядке убывания количества ягод. Выигравшие делают
круг почета вокруг елочки. Те, кто не получил ягод, аплодируют им.
Заканчивая занятие, воспитатель выбирает 2—3 детей на
роль экскурсоводов: просит их показать елочке, какие животные живут в уголке
природы. Говорит, что вечером расскажет, как за ними ухаживать.
Вечером того же дня (утром следующего дня) все вместе
рассматривают рыб в аквариуме, определяют условия, имеющие значение для их
нормальной жизни: много воды (ее надо регулярно доливать), чистые стекла, чтобы
проходил свет (их надо чистить снаружи и изнутри), регулярное кормление по
мерке (воспитатель показывает мерную ложку, кормит рыб).
Так же определяются условия жизни птиц: сначала
проводится обсуждение, затем воспитатель с помощью детей осуществляет процедуру
ухода (просеивает песок, дает зерносмесь, тертую морковь, меняет воду).
Показывает, как высевать в баночку овес, чтобы проросла зелень.
В заключение воспитатель говорит: «Мы теперь хорошо
знаем, что требуется нашим обитателям уголка природы. Они все живые, радуют нас
своим присутствием, нам интересно за ними наблюдать, а растения еще вдобавок
улучшают воздух в группе —-выделяют кислород, от которого нам с вами легче
дышать. Они помогают нам быть здоровыми. За всеми мы будем хорошо ухаживать —
это будут делать дежурные каждый день». |