Рыбы
Цель. Дать элементарные представления о рыбах и среде
их обитания, вызвать у детей желание создать в своей группе аквариум.
Материал. Иллюстрации, открытки с изображением различных
рыб.
Примерный ход занятия.
Педагог вносит коробочку и предлагает детям посмотреть,
что в ней находится. Детям раздают картинки (открытки) с изображением рыб.
Педагог спрашивает, что изображено на картинках, предлагает ответить на
вопрос, какие они — рыбы. При этом главное, чтобы педагог не отвечал за детей.
Малыши должны сами перечислить характерные особенности внешнего вида рыб —
хвостик, глазки, ротик и т. п. Всю остальную информацию о внешнем виде рыб
педагог дает только после высказываний детей (у рыбок нет рук и ног, но есть
плавники; у рыб нет шерсти, но тело их покрыто чешуей). Воспитатель
спрашивает, где живут рыбы, а затем продолжает: «Вы правильно сказали, что
рыбки живут в воде, но не в любой. Могут жить рыбы в лужах? (Ответы детей и
уточнения педагога.) Кроме воды, рыбам нужно многое другое (свет, тепло, растения,
корм)».
Воспитатель говорит детям о своей мечте: иметь рядом с
собой таких необычных друзей — разных рыбок. Можно их пригласить жить вместе
с нами, но где они будут у нас жить?
Людям всегда хотелось дружить с рыбами, любоваться
ими, и они придумали для них специальные водяные домики — аквариумы.
В заключение воспитатель предлагает детям сделать у
себя в группе аквариум, а потом пригласить какую-нибудь рыбку поселиться в
нем.
Аквариум (экскурсия)
Цель. Продемонстрировать аквариум, вызвать желание создать
его в своей группе.
Примерный ход экскурсии.
Педагог сообщает детям, что в детском саду есть уголок
подводного мира (аквариум), о котором им уже рассказывали. Предлагает детям
пойти и посмотреть на аквариум (любое место в детском саду, где есть красивый
и правильно заряженный аквариум).
Воспитатель предоставляет детям возможность
рассмотреть аквариум (2 — 3 минуты). Затем рассказывает о том, что людей всегда
привлекал к себе подводный мир. Людям не дано жить под водой, а так хочется
узнать, что там происходит. Под водой существует интереснейший и разнообразный
мир, населенный удивительными обитателями. И естественно, у людей возникает желание
больше узнать о нем, познакомиться с подводными обитателями.
Конечно, самый лучший способ для знакомства — это путешествия.
Но путешествовать под водой сложно и не всегда возможно. Как же тогда быть?
Главное — не огорчаться! Есть способ, при котором путешествие доступно
практически всем. И не надо готовиться к долгой и трудной дороге. Нужно совсем
другое: завести аквариум. Один из таких аквариумов перед вами.
Педагог с детьми рассматривают конкретных
представителей животного и растительного мира данного аквариума. Воспитатель
обращает внимание детей на изящную форму листьев водных растений, на необычное
строение рыб (отличное от человека и животных, живущих на земле). Он
спрашивает у детей, в чем они видят эти отличия.
Педагог обещает детям, что они обязательно раскроют
многие секреты подводного мира. Для этого надо создать в группе свой аквариум.
Воспитатель садится за стол, берет чистый лист бумаги,
ручку и просит детей назвать (глядя на аквариум), что им понадобится для
создания аквариума в своей группе. Все предложения детей записываются.
Педагог и дети благодарят хозяев группы за
гостеприимство и прощаются с ними. При этом воспитатель от имени детей приглашает
их с ответным визитом в свою группу, обещая к их приходу сделать и показать
свой аквариум.
Хозяева аквариума обязательно дарят детям что-либо для
будущего аквариума (кормушку для рыб, красивые камни, подводное растение и т.
п.).
Совместная деятельность по созданию аквариума
Цель. Расширить и уточнить некоторые представления
детей о среде подводного мира, продемонстрировать способы ухода за аквариумом.
Материал. Педагоги заранее готовят все необходимое для
оборудования аквариума.
Примерная организация совместной деятельности.
В
группу вносятся чистый аквариум, песок, вода, растения, камешки, ракушки и т.
п. В результате совместного обсуждения определяется местоположение аквариума.
При этом педагог коротко объясняет детям правила расположения аквариума,
ссылаясь на особенности жизни водных обитателей (практически все они прибывают
к нам из дальних, очень теплых стран, где всегда светит солнце и не бывает
зимы. Поэтому в группе надо создать условия, обеспечивающие им свет и тепло).
Определив местоположение аквариума, педагог вместе с
детьми заряжает его (согласно требованиям аквариумного рыбоводства). Каждый
ребенок получает небольшое, но ответственное поручение: промыть камешки и ракушки,
аккуратно подсыпать песок на дно аквариума, подать растения и т. п. По
окончании работы педагог благодарит каждого ребенка за его труд; говорит, что
без участия детей в группе никогда не появился бы аквариум.
Позднее
педагоги доводят до конца зарядку аквариума. Вся работа проводится только на
глазах у детей. |