Программное содержание. Закрепить знание о том, что
рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т. п.
Учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами. Путем сравнения
подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными
покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Укрепить
желание ухаживать за рыбами, чтобы создать им лучшие условия жизни.
Подготовка к занятию. Сдвинуть по два стола, посадить
за них по 8 человек; на каждый сдвоенный стол поставить по 2 банки с рыбками:
вуалехвостом или другой рыбкой, живущей в аквариуме, и карасем.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям сесть вокруг столов,
внимательно посмотреть на рыбок и сказать, какую из них они узнали, как она
называется (скажем, карась). Затем говорит: «Сегодня я принесла новую рыбку,
посмотрите на нее: нравится ли она вам? Да, рыбка очень красивая, называется
она вуалехвостом. Мы рассмотрим вуалехвоста и сравним его с карасем, который
вам уже известен».
Чтобы направить детей на сравнительный анализ,
воспитатель задает дополнительные вопросы: «Похожи или не похожи эти рыбки? Чем
они не похожи друг на друга? Какой формы тело у карася? (Овальное.) А у
вуалехвоста? (Тело у него округлое.) Какого цвета чешуя у карася? Везде ли
чешуя одного цвета? А у вуалехвоста? (Окраска разная — одноцветная или
пятнистая.) Какие плавники у карася — длинные или короткие? А у вуалехвоста
какие? Какой плавник на хвосте у карася? А у вуалехвоста такой же? Правильно,
плавник у него не такой, он свисает вниз; он так и называется — свисающий. Что
еще можно сказать о плавнике, какой он? (Прозрачный, очень красивый.) Теперь
тот, кого я вызову, скажет все, что сказали все дети: чем не похожи эти рыбки
(вызвать одного-двоих детей, в случае необходимости — помочь им подвести итог
сказанному ранее). А теперь снова внимательно посмотрите на рыбок: и у карася,
и у вуалехвоста тело покрыто чешуей. Чем же они еще похожи? Что еще есть и у
той и у другой рыбки? (Рассмотреть глаза, плавники на спине, животе и хвосте.)
Где живут обе рыбки? (В воде, в аквариуме.) Как передвигаются в воде обе рыбки?
Какие еще рыбки живут у нас в аквариуме? Чем все рыбки похожи друг на друга?
(Дети перечисляют, воспитатель подводит итог: значит, рыбки не только
отличаются друг от друга, но многим и похожи друг на друга.) Чем мы кормим
наших рыбок? Сколько корма нужно давать рыбкам? Как все рыбки едят корм? Что мы
еще делаем, чтобы рыбкам у нас хорошо жилось? (Чистим аквариум, доливаем свежую
воду, продуваем.)»
После этого рыбок можно пустить в аквариум,
понаблюдать за ними — как плавают, быстро или медленно, покормить их.
Сравнение двух животных одного вида позволяет
воспитателю подвести детей к выводу о том, что у этих животных общего. (К
подобному выводу детей подводят в процессе повторного наблюдения.)
Как уже было сказано, в старшей группе усложняются
обязанности детей по уходу за животными. Кроме дежурств, ребята выполняют новые
поручения, например: во второй половине дня покормить второй раз птиц,
почистить аквариум. Эти же работы могут быть частью коллективного труда,
который организуется в уголке природы еженедельно. Систематически воспитатель
вместе с детьми обсуждают работу и наблюдения дежурных (утром или во вторую
половину дня). В процессе этих обсуждений обращается внимание на то, что
ребята заметили, наблюдая за животными (какой корм охотнее едят; когда активны,
когда спят; какие звуки издают, узнают ли детей, как играют и т.д.).
Одновременно оценивается работа дежурных воспитатель учит ребят оценивать
работу товарищей. Иногда дети правильно, но очень резко отзываются о работе
дежурных; воспитатель учит их делать это в тактичной форме.
В старшей группе непосредственное наблюдение за
животными целесообразно дополнять чтением художественных произведений, показом
диафильмов и кинофильмов, рассматриванием иллюстраций.
Например, можно прочитать детям рассказы о некоторых
животных средней полосы, имеющих интересные биологические особенности:
например, о рыбе-вьюне, реагирующей на погодные изменения, или о птице-клесте,
который выводит птенцов зимой. Использование этих методов позволяет воспитателю
расширить знания детей, сообщить о таких особенностях жизни животных, которые
не всегда дети могут наблюдать сами, например: о некоторых особенностях
сезонной жизни животных, о природной среде обитания, о том, где живут птицы,
чем питаются в природе и т.д. Воспитатель делает вывод: для обитателей уголка
природы надо создавать условия, приближенные к естественным, к тем, в которых
животное хорошо развивается.
Закрепляются знания детей о животных в процессе
рисования, лепки, рассказов и во время дидактических игр. |