— воспитывать бережное отношение к природе,
способность любоваться ее красотой.
Материалы: пуховый платок (шаль); аудиозапись
колыбельной музыки; веточки (угощение для зайца); фотографии или рисунки
зеленого и осеннего клена.
* * *
Наш клен
"Перед занятием из-под клена уберите несколько
орешков и желудей.
Воспитатель. Подойдем к нашему клену и полюбуемся им.
(Первые шаги к проекту «Наш клен» должны сделать дети.) Красив клен в любое
время года! Вспомним, как выглядело дерево раньше? Как изменялся клен? (В
случае затруднения используются фото или рисунки клена.) Сначала на ветвях
клена было много листьев, и цвет у них был зеленый. Потом листья поменяли окраску
и стали разноцветные: желтые, красные, оранжевые. Почему листья поменяли цвет?
Какое время года наступило?
Дети. Осень.
Воспитатель. Что произошло с листьями потом?
Дети. Они опали.
Воспитатель. Как выглядит клен сейчас?
Дети. Голый клен припорошило снегом.
Воспитатель. Снег — на ветвях, снег — под кленом.
Почему же изменился клен? Какое время года наступило?
Дети. Зима.
Сказка о том, как в лес пришла зима
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в сказку о том, как в
лес пришла зима. Вместе вы — лес. Каждый из вас — дерево. (Дети распределяются
по группе, поднимают руки вверх — они деревья.) Как много деревьев в лесу! Все
они разные и такие красивые! Итак, однажды пришла в лес зима. (Под звуки
колыбельной накидывает на плечи пуховый платок, ходит между детьми, изображая
зиму.) Зима пришла с ледяным ветром. Зима пришла с пушистым снегом. Бродила
зима по лесу, укрывала деревья, кусты, траву снегом и шептала: «Засыпайте,
деревья, засыпайте. Скоро ударят сильные морозы. Только сон сможет уберечь вас
от них. Только сон сохранит вам жизнь. Спите, деревья, спите. (Накрывает
каждого ребенка платком.) Слушали деревья убаюкивающий голос зимы и засыпали.
Дети-деревья складывают ладошки, кладут на них голову,
закрывают глаза.
Убаюкала, усыпила зима деревья, кусты и травы, укрыла
их снежным одеялом.
Под зимним одеялом
Воспитатель. Спят деревья в лесу под зимним одеялом. А
за нашим окном, во дворе, что делают деревья? Дети, подойдите к окну,
рассмотрите деревья.
Дети. Они тоже спят.
Воспитатель. А что делает наш клен? Дети, подойдите
нему.
Дети. Он тоже спит.
Воспитатель. Кто вместе с кленом спит под двумя одеялами
— осенним и зимним?
Дети. Жуки, кузнечики, лягушки. В своей норе спит еж.
Звери и зима
Воспитатель. Дети, достаньте из-под осенне-зимнего
одеяла орехи и желуди. Для кого они?
Дети. Для белочки.
Воспитатель. По-моему, орехов и желудей стало чуть
меньше. Куда пропали они?
Дети. Белочка съела.
Воспитатель. Наша белочка зимой голодать не будет,
потому что у нее есть запасы — желуди, орехи да грибы. А наш зайчик? Что же он
будет есть всю зиму? Летом для зайца было много еды — он ел сочную зеленую
траву, листья одуванчиков, клевер. Пришла зима — накрыла травы зимним одеялом.
Чем же питаться теперь зайчику?
Дети высказывают свои предположения. Веточки деревьев
и кустов — основная еда всех зайцев зимой. Угостим зайчика веточками.