Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела
трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д.);
продолжать учить классифицировать растения и животный
мир леса;
упражнять детей в определении породы деревьев по
внешнему виду листьев.
2. Задачи на развитие связной речи:
закрепить умение образовывать прилагательные от существительных
(дуб — дубовый, клен — кленовый, береза — березовый, осина — осиновый) и
подбирать слова-антонимы (грустный — веселый, ленивый — трудолюбивый);
учить составлять короткий описательный рассказ по
картине;
развивать фонематический слух.
3. Воспитательные задачи:
учить применять новые способы преобразования
впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию.
Материал к занятию. Аудиозапись «Времена года»
П.И.Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и засушенные
листочки от этих деревьев; костюм Старичка-Лесовичка; картина «Осень в лесу».
Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание
и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Заучивание
стихотворения В.Серовой «Я добрый великан» с одним из детей.
Ход занятия
Дни стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто
знает, когда это бывает?
(Осенью)
Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью?
Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на
траву, деревья, кусты. Какие еще приметы
осени вы увидели? (Ответы детей.) Послушайте еще одну загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес.)
Воспитатель. Сейчас я расскажу вам сказку о лесе.
(Ю.Дмитриев «Что такое лес?» из сборника «Мы идем в лес».)
Закройте глаза и представьте картину, которую
нарисовал художник. (Ставит на мольберт картину «Осень в лесу».) Откройте
глаза. Похожа картина, которую вы представили, на эту?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Эту картину прислал нам один маленький
волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:
В лесу, в бору, живет старый старичок, На нем красный
колпачок. Это старичок... (Лесовичок.)
(Воспитатель загадывает загадку и наряжается в костюм
Старичка-Лесовичка. Во время переодевания дети закрывают глаза — «ночь».)
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!
Дети. Мы веселые ребята!
Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!
Дети. Мы трудолюбивые ребята! Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, недружные
ребята! Дети. Мы дружные ребята! Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!
Дети. Мы всему учимся! Старичок-Лесовичок. Вот я вас сейчас и проверю. Хотите
попасть в мой сказочный лес? (Ответы детей.)
Старичок-Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой
волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует):
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Старый лист газетный,
Красный, разноцветный.
Пасмурно, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси —
В лесу осеннем опусти.
Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины,
дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под
музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются» в
лесу.
Старичок-Лесовичок. А кто сумеет разгадать загадку?
Слушайте:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью кормит,
Зимой согревает. (Дерево.)
(Ответы детей.)
Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву»
Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по
лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и
становятся вокруг него. Старичок-Лесо-вичок спрашивает каждого ребенка, какой у
него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый.
Старичок-Лесовичок. Что произошло с листочками?
(Висели, пожелтели, покружились, упали.)
Лес, лесок стоит богат,
Угощает всех ребят:
Девчонок — земляникой,
черникой, голубикой,
Мальчишек — орешками,
грибами-сыроежками.
Девчонок — малиной,
Мальчишек — хворостиной.
Кто на свой пенек не сядет,
Того хворостинка и достанет. (Дети садятся.)
Старичок-Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз.
Она не простая, а волшебная — она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего
леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.) Вспомните, как
пахнет в лесу.
Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки,
ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть).
Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики,
камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери
резвятся. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые
прячутся.
Выходит мальчик — «добрый великан», он ходит по «лужайке»
и читает (спокойно) стихотворение В. Серова «Добрый великан»:
Я шагаю по лужайке —
Великан в трусах и в майке. Сверху ясно мне видна Вся
зеленая страна. Вот улитка — добрый гномик — На себе таскает домик,
Вся квартирка для жука — Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом — Муравьи хлопочут в нем, Вот
цветок ромашки — В нем живут букашки. Эта малая страна Вся кругом заселена!
(Угрожающе.)
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, Налечу!
Все дома я могу Разломать!
Всех жильцов на лугу
Растоптать!
Если я захочу... (Ласково, по-доброму.)
Только я не хочу! Я —
добрый великан! (Расколдовывает детей и убегает.)
Воспитатель (задает вопросы и выслушивает ответы детей).
— В кого (или во что) превратил вас, ребята,
Старичок-Лесовичок?
— Что чувствовал ты, муравьишка, когда в лесу была
хорошая погода? (Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку — ежику,
лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т.д.)
— Когда пошел дождь и загремел гром?
— Когда появился в лесу великан?
— Что можно сказать (пожелать) людям, гуляющим по
лесу, по лугу?
Старичок-Лесовичок. А теперь давайте еще раз посмотрим
на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень
внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы
сложить вместе, скруглить.) Что вы видите на картине?
Дети. Лес, в нем много деревьев.
Старичок-Лесовичок. Какие деревья изображены на
картине?
Дети. Они разные, высокие и низкие, красивые,
нарядные, разноцветные... (Выкладывается пиктограмма «Разные деревья».)
Старичок-Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще
растет в лесу?
Дети. В лесу растут грибы.
Старичок-Лесовичок. Расскажите, какие грибы вы
собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики.) И из
каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой
морошки, спелой черники, сочной малины и т.д.) (Выкладывается пиктограмма
«Грибы и ягоды».) Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?
Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все
они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев.
(Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери».)
Старичок-Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую
пользу приносят леса человеку? (Ответы детей.)
Старичок-Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А
теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня
сюрприз. Начните рассказ так: «Леса — всему свету краса. Когда леса не было...»
А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу.
(Соединяем веревочками отдельные пиктограммы.)
Дети придумывают рассказ по картине (2—3 человека) с
использованием «биноклей» и составлением схемы на ковролине.
Старичок-Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает
всех детей выпеченными грибами или
лесным вареньем. Остальные
дети рассказывают по Картине
индивидуально, в свободное время. Старичок-Лесовичок в конце занятия награждает всех детей
выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по картине
индивидуально, в свободное время.
Старичок-Лесовичок.
А теперь пора прощаться.
Скажем громко:
«Полон лес
И загадок, и чудес!»
|