| Программное содержание. 1. Задачи на развитие познавательных способностей: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела
трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т.д.); продолжать учить классифицировать растения и животный
мир леса; упражнять детей в определении породы деревьев по
внешнему виду листьев. 2. Задачи на развитие связной речи: закрепить умение образовывать прилагательные от существительных
(дуб — дубовый, клен — кленовый, береза — березовый, осина — осиновый) и
подбирать слова-антонимы (грустный — веселый, ленивый — трудолюбивый); учить составлять короткий описательный рассказ по
картине; развивать фонематический слух. 3. Воспитательные задачи: учить применять новые способы преобразования
впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию. Материал к занятию. Аудиозапись «Времена года»
П.И.Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и засушенные
листочки от этих деревьев; костюм Старичка-Лесовичка; картина «Осень в лесу». Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание
и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Заучивание
стихотворения В.Серовой «Я добрый великан» с одним из детей. Ход занятия Дни стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто
знает, когда это бывает? (Осенью) Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью?
Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на
траву, деревья, кусты.  Какие еще приметы
осени вы увидели? (Ответы детей.) Послушайте еще одну загадку: Дом со всех сторон открыт,  Он резною крышей крыт.  Заходи в зеленый дом,  Чудеса увидишь в нем. (Лес.) Воспитатель. Сейчас я расскажу вам сказку о лесе.
(Ю.Дмитриев «Что такое лес?» из сборника «Мы идем в лес».) Закройте глаза и представьте картину, которую
нарисовал художник. (Ставит на мольберт картину «Осень в лесу».) Откройте
глаза. Похожа картина, которую вы представили, на эту? (Ответы детей.) Воспитатель. Эту картину прислал нам один маленький
волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он: В лесу, в бору, живет старый старичок, На нем красный
колпачок. Это старичок... (Лесовичок.) (Воспитатель загадывает загадку и наряжается в костюм
Старичка-Лесовичка. Во время переодевания дети закрывают глаза — «ночь».) Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!
Дети. Мы веселые ребята! Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!
Дети. Мы трудолюбивые ребята! Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, недружные
ребята! Дети. Мы дружные ребята! Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!
Дети. Мы всему учимся! Старичок-Лесовичок. Вот я вас сейчас и проверю. Хотите
попасть в мой сказочный лес? (Ответы детей.) Старичок-Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой
волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует): Ветрено, ветрено,  Вся земля проветрена.  Ветер листья с веток  Разогнал по свету: Липовый, березовый,  Желтый лист и розовый,  Старый лист газетный,  Красный, разноцветный.  Пасмурно, ветрено,  Вся земля проветрена.  Ветер, деток унеси —  В лесу осеннем опусти. Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины,
дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под
музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». «Приземляются» в
лесу. Старичок-Лесовичок. А кто сумеет разгадать загадку? 
 Слушайте: Весной веселит,  Летом холодит,  Осенью кормит,  Зимой согревает. (Дерево.) (Ответы детей.) Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву» Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по
лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и
становятся вокруг него. Старичок-Лесо-вичок спрашивает каждого ребенка, какой у
него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый. Старичок-Лесовичок. Что произошло с листочками?
(Висели, пожелтели, покружились, упали.) Лес, лесок стоит богат,  Угощает всех ребят: Девчонок — земляникой,  черникой, голубикой,  Мальчишек — орешками,  грибами-сыроежками.  Девчонок — малиной,  Мальчишек — хворостиной.  Кто на свой пенек не сядет,  Того хворостинка и достанет. (Дети садятся.) Старичок-Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз.
Она не простая, а волшебная — она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего
леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.) Вспомните, как
пахнет в лесу. Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки,
ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть). Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики,
камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери
резвятся. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые
прячутся. Выходит мальчик — «добрый великан», он ходит по «лужайке»
и читает (спокойно) стихотворение В. Серова «Добрый великан»: Я шагаю по лужайке — Великан в трусах и в майке. Сверху ясно мне видна Вся
зеленая страна. Вот улитка — добрый гномик — На себе таскает домик, Вся квартирка для жука — Дырка старого пенька. Вот стоит высотный дом — Муравьи хлопочут в нем, Вот
цветок ромашки — В нем живут букашки. Эта малая страна Вся кругом заселена!
(Угрожающе.) Если я, великан, захочу,  Как лихой ураган, Налечу!  Все дома я могу Разломать! Всех жильцов на лугу Растоптать! Если я захочу... (Ласково, по-доброму.) Только я не хочу! Я — добрый великан! (Расколдовывает детей и убегает.)
Воспитатель (задает вопросы и выслушивает ответы детей). — В кого (или во что) превратил вас, ребята,
Старичок-Лесовичок? — Что чувствовал ты, муравьишка, когда в лесу была
хорошая погода? (Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку — ежику,
лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т.д.) — Когда пошел дождь и загремел гром? — Когда появился в лесу великан? — Что можно сказать (пожелать) людям, гуляющим по
лесу, по лугу? Старичок-Лесовичок. А теперь давайте еще раз посмотрим
на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень
внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы
сложить вместе, скруглить.) Что вы видите на картине? Дети. Лес, в нем много деревьев. Старичок-Лесовичок. Какие деревья изображены на
картине? Дети. Они разные, высокие и низкие, красивые,
нарядные, разноцветные... (Выкладывается пиктограмма «Разные деревья».) Старичок-Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще
растет в лесу? Дети. В лесу растут грибы. Старичок-Лесовичок. Расскажите, какие грибы вы
собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики.) И из
каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой
морошки, спелой черники, сочной малины и т.д.) (Выкладывается пиктограмма
«Грибы и ягоды».) Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли? Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все
они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев.
(Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери».) Старичок-Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую
пользу приносят леса человеку? (Ответы детей.) Старичок-Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А
теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня
сюрприз. Начните рассказ так: «Леса — всему свету краса. Когда леса не было...»
А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу.
(Соединяем веревочками отдельные пиктограммы.) Дети придумывают рассказ по картине (2—3 человека) с
использованием «биноклей» и составлением схемы на ковролине.
Старичок-Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает
всех детей выпеченными грибами или 
лесным   вареньем.   Остальные  
дети рассказывают   по Картине
индивидуально, в свободное время. Старичок-Лесовичок  в конце занятия награждает всех детей
выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по картине
индивидуально, в свободное время. Старичок-Лесовичок. А теперь пора прощаться.  Скажем громко:  «Полон лес  И загадок, и чудес!» |